Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Автоматизация документационного обеспечения управления
Анализ современных информационных технологий позволяет выделить следующие классы инструментальных средств
, используемых в рамках третьего подхода:
· средства создания документов (текстовые процессоры, табличные процессоры, системы автоматизированного проектирования (САПР) и т.д.);
· системы управления базами данных;
· системы обеспечения групповой работы (класса group-ware);
· системы управления документами (СУД);
· системы электронной почты;
· системы управления деловыми процессорами (класса work-flow).
Средства создания документов - обобщенное название класса систем, к которому относится программное обеспечение, предназначенное для создания электронных версий документов. Основными функциями такого программного обеспечения являются создание файла с содержимым документа, редактирование созданного файла, передача файла на печать и т.д. К этой же группе можно отнести системы обработки системы документов, предназначенные для ввода, обработки, хранения и поиска графических образов бумажных документов.
Системы управления базами данных являются основой построения любой более или менее мощной информационной системы. Именно они обеспечивают создание и поддержание в актуальном состоянии хранилища фактографической информации.
Системы обеспечения групповой работы предназначены для поддержки корректного разделения информации групповых пользователей. Они решают задачи хранения, просмотра и совместного использования документов.
Системы управления документами представляют собой мощные комплексы, организующие работу с электронными версиями документов. С их помощью производится регистрация документов, поддерживается их хранение (в том числе многоверсионность хранимых текстов документов). Системы управления документами ведут не только атрибутивный, но и полнотекстовый поиск информации.
Системы электронной почты служат для передачи электронных сообщений между участниками ДОУ, к которым могут прикрепляться хранимые электронные версии документов. При этом возможна рассылка сообщений нескольким пользователям одновременно с уведомлением отправителя о получении и прочтении электронного письма.
Системы управления деловыми процессами также организуют передачу электронных сообщений и электронных версий документов между участниками ДОУ. При этом их функциональные возможности гораздо богаче возможностей электронной почты. Прежде всего, системы управления деловыми процессами реализую функции контроля исполнительской дисциплины, автоматически отслеживая установленные сроки исполнения документов, и могут уведомлять пользователей о приближении контрольного срока. В развитых системах этого класса возможна не только параллельная, но и последовательная маршрутизация документов с использованием шаблонов маршрутов. Кроме того, может осуществляться жесткая маршрутизация по заранее заданной схеме.
Различные задачи ДОУ решаются разными инструментальными средствами (табл. 2.1).
Задачи ДОУ и инструментальные средства их решения
Задачи ДОУ |
Инструментальные средства |
1 |
2 |
Документирование |
Традиционные средства подготовки документов (тестовые и табличные процессоры, средства работы с графикой и т.д.) Специализированные средства (встроенные редакторы и т.д.) |
Организация документооборота |
Электронная почта Системы обеспечения групповой работы Системы управления деловыми процессами |
Организация хранения |
Системы управления базами данных Системы обеспечения групповой работы Системы управления документами |