Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Критерии и стандарты тренинга персонала
В разговоре о корпоративных университетах специалисты сходятся в одном: идея хороша, но ее воплощение потребует немалых усилий. Компания, решившая организовать свой собственный обучающий центр, должна располагать ресурсами и быть готова к серьезной представительской работе.
«Корпоративному университету необходимы не только квалифицированные тренеры, которые могут адаптировать любую программу в соответствии со спецификой бизнеса и потребностями конкретной компании, но и, что очень важно - тесное взаимодействие с менеджерами компании. Кроме того, важно, чтобы такой университет не стал закрытой системой, иначе, проводя из года в год одни и те же тренинги, он не будет учитывать новейших разработок и течений. Это заметно сужает возможности центра, мешает развитию. Поэтому в идеале фирма должна подобрать себе одного или несколько внешних провайдеров, которые в качестве консультантов смогли бы свежим взглядом оценивать проводимое внутри компании обучение».
Несмотря на очевидные сложности, идею корпоративных университетов сегодня охотно реализуют не только крупные холдинги. Однако малые и средние предприятия пока отдают предпочтение «смешанной» форме, когда выбирается одна тренинговая компания, которая становится внешним представителем корпоративного университета. Она разрабатывает, подбирает и проводит все обучающие программы, а внутри организации все ее действия контролирует куратор (как правило, менеджер по обучению). «В каком бы виде ни была представлена система корпоративных университетов, она предполагает работу над двумя направлениями: узкоспециализированное обучение сотрудников и традиционные, общеизвестные тренинги. В обоих случаях компания должна быть очень внимательна: узкоспециализированные курсы не всегда можно доверить внешним тренерам, которые могут просто не владеть тематикой в нужном объеме, а обычные тренинги бывает опасно проводить своими силами (например, из-за эффекта групповой динамики)».
По мнению специалистов-аналитиков, интерес к тренингам в ближайшие 5-7 лет будет только расти. Тренинг-центры продолжат свое развитие, предлагая усовершенствованные программы для Москвы и Санкт-Петербурга, а также для регионов.
«Современные компании, наконец, оценили значение стратегического развития. В недавнем прошлом главной задачей отечественных фирм было выжить и удержаться, сейчас они стали задумываться о своем развитии. Если раньше в условиях нестабильной экономики было сложно загадывать даже на год вперед, не говоря уже о разработке длительной стратегии, то сегодня можно с уверенностью утверждать: российский тренинговый рынок имеет все шансы на то, чтобы выйти на мировой уровень».
Тренинги привлекают удивительной возможностью за несколько дней кардинально изменить свою жизнь. В последнее время появилось множество программ, расчитаных на самых разных потребителей. Но существует ли какая-нибудь стройная система сертификация подобного вида услуг и самой тренерской деятельности?
Наиболее весомую долю на рынке тренинговых программ занимают бизнес-тренинги. Это и понятно, большинство руководителей фирм ищут способы научить персонал грамотно продавать, общаться с клиентами, находить выход из конфликтных ситуаций. На выбор провайдера обычно влияют либо советы знакомых, либо привлекательная реклама, обещающая максимальный эффект от краткосрочного обучения. Переговоры с тренинговыми агентствами чаще всего сводятся к урегулированию стоимости услуги, особенно если речь идет о корпоративном тренинге.
Но может ли кто-то поручится за то, что полученные в конечном итоге знания и навыки, действительно соответствуют обещаниям? По каким стандартам оцениваются успехи или неуспехи слушателей? Что, наконец, удостоверяет компетентность самого тренера и какие документы он может предъявить в качестве свидетельства, гарантирующего его право на ведение преподавательской деятельности?
«Главная проблема заключается в том, что тренинг - это весьма специфический способ обучения, основанный на психологической практике. Если тренер - не профессионал, сам тренинг может не только оказаться бесполезным, но и существенно навредить человеку. И в этом контексте, как никогда, актуален вопрос сертификации, как самих тренеров, так и предлагаемых ими программ».
Подобной точки зрения придерживаются многие специалисты. «За рубежом, ситуацию в тренинговой индустрии контролируют специальные организации. Например, в Великобритании существует целый ряд общественных институтов, в компетенцию которых входят вопросы сертификации и лицензирования обучения вообще и тренингов в частности. У нас же любой человек может заявить о себе, как о тренере, разработать какую-нибудь программу и преподавать ее».