Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Потребность предприятий в дополнительном обучении персонала
персонал тренинг обучение
Рост конкуренции, использование новых технологий производства, продаж и межличностного взаимодействия затрудняют достижение конкурентоспособности и требуют от компаний динамичного развития и получения новых теоретических и практических знаний и навыков, то есть постоянного роста компетенции сотрудников и, следовательно, их обучения.
Для проведения исследования был выбран метод экспертных оценок. В роли экспертов выступали представители организаций, компетентные в вопросах обучения персонала (сотрудники кадровых подразделений компаний, руководители отделов, директора и т.п.).
Исследование проводилось путем интервьюирования респондентов, а также заполнения респондентами формальных опросников непосредственно на их рабочем месте (в офисе компании).
В выборку были включены организации (за исключением мелких частных предприятий), отобранные случайным образом. Объем выборки - 100 предприятий.
Соотношение организаций по направлениям деятельности таково:
производственные предприятия - 28%;
предприятия оптовой и розничной торговли - 51%;
предприятия сферы услуг (банковская, страховая, гостиничная, рекламная деятельность, сфера развлечений и т.п.) - 21%;
совмещают два вида деятельности 16% предприятий.
В результате обработки и анализа полученной информации было выявлено следующее.
К т о о б у ч а е т
Самостоятельно обучают свой персонал 75% организаций.
Из них:
- 31% - промышленные предприятия;
33% - организации сферы услуг;
36% - торговые компании.
Пользуются услугами сторонних организаций по дополнительному обучению 66% респондентов.
Из них:
- 30% - промышленные предприятия;
34% - организации сферы услуг;
36% - торговые компании.
И в том и в другом случае ситуация с разделением в соответствии с видом деятельности идентична. Торговые компании более активно обучают свой персонал в связи с динамичным развитием торговли, как оптовой, так и розничных сетей, что не может не сказаться на увеличении товарооборота и, как следствие, объема свободных денежных средств, которые можно выделять на обучение. Промышленные предприятия также достаточно активно занимаются развитием своих сотрудников, что говорит не только о выходе их из кризиса и стабилизации ситуации в отрасли, но и о новом этапе формирования современного конкурентоспособного отечественного промышленного производства.
Услугами по стороннему дополнительному обучению хотели бы воспользоваться половина респондентов. Те же, кто не нуждается в такого рода услугах, объяснили это следующими причинами:
нет необходимости - 14%;
обучаемся самостоятельно - 6%;
не считаем полезным - 6%;
нет средств - 2%.
Около 10% респондентов отметили другие причины, а именно:
- ликвидация организации или ее переход в руки другого собственника;
уже прошли все необходимое обучение;
все решает руководство в Москве;
не дает добро руководитель организации.
Обучение персонала проводится не при возникновении каких-то проблем на предприятиях, а является постоянным, четко контролируемым процессом. Об этом говорят цифры: более половины предприятий проводят обучение персонала в соответствии с разработанными планами обучения, а еще десять процентов такие планы сейчас разрабатывают.
Почти половина предприятий осуществляют планирование на год, но четверть этих организаций, помимо годового, составляют планы и на менее длительное время (месяц, квартал, полугодие), что позволяет более гибко руководить обучением.
Девяносто процентов организаций, где процесс обучения контролирует директор, составляют предприятия торговли и сферы услуг. На промышленных предприятиях обучением занимаются менеджеры по персоналу либо учебные центры, в зависимости от величины организации.
1 2