Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Потребность предприятий в дополнительном обучении персонала
Ч е м у о б у ч а ю т
Каким видам дополнительного обучения организации отдают предпочтение?
Сначала уточним термины.
Внешние источники обучения
Курсы повышения квалификации - специализированное обучение, направленное на углубленное ознакомление с вопросами, проблемами, новшествами в определенной области. Обычно оно занимает длительный промежуток рабочего времени (от недели до месяца).
Специализированные курсы - это средне- и долгосрочное, часто поверхностное обучение определенным (основным) навыкам (курсы ПК, курсы английского языка и т.д.), в основном не в рабочее время.
Семинары - вид обучения через лекционное изложение материала, но с обратной связью (возможностью задавать вопросы, участвовать в дискуссии и т.п.).
Тренинги - форма активного обучения, которая представляет собой программу разнообразных упражнений под руководством тренера, направленных на формирование и совершенствование умений и навыков.
Внутренние источники обучения
Обучение собственными силами - это обучение сотрудников без привлечения сторонних организаций, силами отдела кадров, собственных учебных центров, руководителей подразделений и других лиц, отвечающих за развитие персонала на данном предприятии. Это обучение может принимать форму семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации и т.п., но обязательно осуществляется за счет собственных трудовых ресурсов.
Фактически по итогам 2002 года наибольшую долю по посещению занимают семинары (30%), незначительную часть (9%) - специализированные курсы.
Однако в соответствии с эффективностью для респондентов (оптимальное соотношение цены, затраченного времени и полученных знаний) места среди видов обучения распределились следующим образом.
В зависимости от того, кто проводит обучение, основное предпочтение респонденты отдают местным тренерам / консультантам.
Скорее всего, это обусловлено низкой стоимостью по сравнению с зарубежными и совместными командами, рекомендациями друзей и партнеров, уже работающих с определенными организациями, оказывающими услуги по обучению, а также возможностью последующей консультации и повторного обучения. Под совместными командами понимаются объединения российских и зарубежных тренеров-консультантов.
В общей сложности руководители пользуются дополнительным образованием на 10% меньше, чем остальной персонал. Но в то же время значительно больше (на 23%) посещают семинары. Персонал в основном обучается на курсах повышения квалификации, тренингах и собственными силами.
В 2002 году организациями многих городов России активнее всех обучались руководители отделов, топ-менеджмент и специалисты по продажам и финансам. Меньше всего занимались образованием логистов, так как вследствие новизны этого направления деятельности еще не на всех предприятиях существуют подобные сотрудники.
В 2003 году руководителей отделов и специалистов в области продаж обучают достаточно активно. А вот финансовым работникам стоит задуматься о своем развитии самостоятельно, так как работодатели решили снизить их обучение с 30 до 16%. Зато логисты могут облегченно вздохнуть: наметилась тенденция осознания компаниями важности таких специалистов и их профессиональных качеств.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод: обучение персонала перестало являться чем-то исключительным и все больше становится не только жизненной необходимостью, но и составной частью технологического процесса, без которой нормальное функционирование организации происходить не может. Наконец-то приходит понимание, что средства, затраченные на обучение персонала, - это не расходы, а инвестиции в собственный бизнес.
Можно сказать с полной уверенностью, что высококвалифицированные, профессиональные, ориентированные на будущее, уделяющие внимание собственному развитию специалисты, выбирая компанию-работодателя, не задумываясь ни на минуту, отдадут предпочтение той организации, которая одним из своих приоритетов считает развитие собственных сотрудников.
1 2