Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Обзор тренингов и тренинговых программ
Для российских компаний, только начинающих практиковать обучение сотрудников, на мой взгляд, главный вопрос звучит примерно так: «Как инвестировать скудный бюджет в программу, которая даст гарантированные результаты?» Эти организации не могут позволить себе (и не должны) широкий поиск тренинговых услуг и эксперименты. В связи с этим актуальными становятся тренинги для коммерческих отделов, причем по проверенным, зарекомендовавшим себя программам.
В последний год повысился спрос на тренинги по переговорам. Это, объясняется несколькими причинами:
а) агрессивной закупочной политикой крупных розничных игроков (Ашан, Метро, и т.п.);
б) дефицитом «переговорных» навыков у сотрудников компаний.
Ведь последние 10 лет их обучали в основном техникам продаж (убедительная презентация, СПИН, преодоление возражений), в то время как в переговорах тактика поведения меняется.
Думаю, что стоит рассмотреть как корпоративные тренинги, так и открытые.
Бум маркетинга в России не мог не отразится и на тематике тренингов (семинаров). И сегодня маркетинг остается наиболее востребованным на рынке открытых семинаров. При этом, заметно вырос уровень требований к содержанию программы, с точки зрения специфики той или иной отрасли. Если раньше люди шли на любой семинар по маркетингу, то теперь этого недостаточно: необходимо выделять специфические особенности: Маркетинг для компаний, работающих на рынке b2b, мерчендайзинг косметической продукции.
Вслед за маркетингом идут финансовый менеджмент, управление персоналом и тренинги продаж. И это логично, т.к. узкоспециализированных сотрудников в компаниях много и каждого из них тоже нужно обучать.
А вот отделы продаж, из-за их многочисленности, все больше предпочитают обучать в корпоративной форме. В области корпоративных тренингов, тренинги продаж занимают около 80% - дешевле приглашать тренера к себе, да и качество обучения выше, когда тренинг готовится исходя из специфики деятельности компании.
В последнее время компании стали уделять все большее внимание обучению линейных руководителей, проводя для них тренинги, направленные на повышение уровня управленческих навыков (ситуационное руководство, тайм-менеджмент, управление конфликтами, навыки публичного выступления).
Ключевое значение в процессе развития организации приобретает такой аспект как ведение проектов. Это не абстрактное понятие, а технология управления, владеть которой должны и рядовые менеджеры, и управленцы высшего эшелона. Управление проектом в виде формулы можно представить так: концепция + содержательная часть. Программный продукт обеспечивает отдельные фрагменты реализации проекта. Кроме того, сегодня очень популярны все системы, связанные с автоматизацией бизнеса. Речь идет о CRM-системах - методике ведения отношений с клиентами. За последнее время вырос спрос на ERP-системы, позволяющие упрощать внутриорганизационные процессы.
Одной из самых популярных программ является тренинг по системе MS-Project. Чаще всего такие программы привлекают управленцев среднего звена, которым эти знания необходимы в повседневной работе. Реже приходят на тренинги топ-менеджеры. И тех и других можно отнести к категории людей, которые тщательно планируют свое время, ресурсы и потребности. Приходя на занятие, они точно знают, что хотят получить по окончании программы. Кстати, в этом - главное отличие так называемых IT-тренингов от всех остальных, в которых важным элементом является «кулуарное общение», кофе-брейки. После IT-тренингов люди уходят с огромным объемом информации в голове, не обращая внимание на голод и жажду - ведь зачастую у них не хватает времени даже на перерыв. Ну и, конечно же, надо учитывать наличие специальной компьютерной техники на тренинге, постоянную отработку навыков в ходе занятий.