Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ конфликтного потенциала государственной службы
В российском законодательстве можно встретить примеры увязывания конфликта интересов не только с материальными, но и иными выгодами. Так, например, Положение об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 656 от 7 ноября 2005 г.) содержит понятия «материальная выгода» и «личная выгода» - то есть выгода, выразившаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды. При этом не являются личной выгодой повышение по службе и объявление благодарности.
Намерение усилить правовые гарантии для предотвращения возможности использовать служебное положение для личной выгоды государственных и муниципальных служащих можно только приветствовать. Вместе с тем под формулировку «личная выгода» может попасть необоснованно широкий перечень последствий, возникающих в результате выполнения служебных обязанностей государственного и муниципального служащего. А неопределенность содержания правовой нормы, не обеспечив ее единообразное понимание, породит противоречивую правоприменительную практику, ослабит гарантии защиты конституционных прав и свобод, и, в конечном итоге, может привести к произволу, следовательно, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона.
Принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», правовые нормы которого внесли ряд новаций, уточняющих понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе и предложили новые механизмы его разрешения, явилось важнейшим этапом в совершенствовании законодательства. Однако возникла определенная коллизия между его положениями и нормами законодательства о государственной гражданской службе. Также, в отличие от закона о гражданской службе, вместо общего указания на натуральную форму получения доходов и доходов в виде материальной выгоды установлено, что речь может идти о получении ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Отказались и от подробного определения иных лиц, которые могут получить доход в случае использования государственным или муниципальным служащим своего служебного положения.
В законе о гражданской службе сказано, что служащий обязан передать в доверительное управление акции и доли участия в обществе с ограниченной ответственностью, если есть конфликт интересов, а в законе о противодействии коррупции записано, что он обязан передать независимо от того, есть или намечается конфликт интересов.
В соответствии с законом о противодействии коррупции основными способами предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной или муниципальной службе являются отказ государственного или муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, а также отвод или самоотвод государственного или муниципального служащего.
Однако из содержания закона о противодействии коррупции неясен способ отказа государственного или муниципального служащего от полученной или предполагаемой выгоды. По-видимому, это может быть представленное в письменном виде на имя представителя нанимателя обязательство воздержаться от совершения определенных действий или возврат полученных денег (имущества), если выгода уже получена. Должна быть определена юридическая сила такого обязательства и последствия его нарушения. Кроме того, должно быть урегулировано то обстоятельство, что возврат полученной выгоды не всегда возможен.