Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ организации системы обучения сотрудников АКБ «Абсолют Банк»
Эффективная система наставничества должна состоять из следующих компонентов:
базовая программа;
определение основных характеристик наставников;
назначение наставника и описание его обязанностей;
тренинг наставников;
методы отслеживания этапов реализации программы;
методы оценки наставников и учеников;
корректировка программы;
методы оценки конечных результатов и их влияния на результативность деятельности компании в целом;
мотивация и поощрения
Рассмотрим основные пункты более детально.
Базовая программа системы наставничества. Как и в любой сфере деятельности, при внедрении системы наставничества нужен четкий и конкретный план, чтобы максимально увеличить шансы на успех. По нашему мнению, особенно важно планирование в области человеческих ресурсов. Достаточно интересно, что именно в этой области мы составляем планы в последнюю очередь. Может быть, это происходит в силу того, что это трудное задание, поскольку динамика работ с человеческими ресурсами намного разнообразнее, чем динамика работы с материальными ресурсами.
В ходе выполнения данного исследования разработана базовая программа построения системы наставничества в филиале «Абсолют Банк».
.Определение основных характеристик наставников. Работа наставника очень ответственна. Те сотрудники, которые претендуют на эту должность, должны досконально знать обязанности тех работников, которых они будут обучать, а также быть одновременно доброжелательными и требовательными.
При выборе кандидатов на должность наставника необходимо учитывать, какую должность занимает сотрудник, как долго он работает в филиале «Абсолют Банк» и насколько лоялен по отношению к ней. Но не все даже самые грамотные и квалифицированные работники смогут быть учителями. Поэтому необходимо тщательно продумать их характеристики.
В рамках данной дипломной работы разработан примерный профессионально-психологический портрет наставника:
способен взять на себя лидерство;
проявляет терпение и готовность работать с другими людьми;
инициативен;
готов принять на себя ответственность наставника;
готов помочь ученику в установке целей работы;
имеет богатый опыт в своей работе;
понимает, что в процессе обучения могут быть необходимы изменения, то есть не рассматривает первоначальный план как догму;
обладает чувством такта и дипломатичен при работе с другими людьми, которые могут быть из других возрастных и культурных групп;
помогает ученику обрести уверенность в себе;
организует ясное, открытое двустороннее общение;
понимает разницу в стилях обучения, личных качествах учеников;
оказывает поддержку или конструктивную критику при необходимости и помогает совершенствоваться в течение программы;
лоялен по отношению к работодателю;
помогает развивать навыки решения проблем;
понимает всю важность и ответственность роли, которую он играет, и получает удовлетворение от этой работы;
дает ученику информацию о работодателе, которая поможет ему адаптироваться в данной компании и в этой отрасли вообще;
учит собственным примером.
Понятно, что человека, обладающими всеми этими качествами найти практически невозможно. Однако, если кандидат в наставники отвечает хотя бы двум третьим из вышеперечисленного - уже хорошо.
.Тренинг наставников. Наставничество, как правило, не ограничивается простой передачей знаний и умений. Наставник оказывает подопечному не только профессиональную, но и существенную моральную поддержку. И это очень важно. Поэтому высокий EQ наставника непременно входит в базовый набор его компетенций, что требует специального обучения.
Кандидаты дополнительно должны пройти специальное обучение в службе управления персоналом по программе «Наставничество», которая включает в себя изучение положения о наставничестве, программы адаптации и даже основ педагогики.
Наставников также необходимо детально ознакомить с описанием предстоящей работы. Им необходимо знать, чему они будут учить, как должны учить и как оценивать прогресс учеников, как отчитываться перед руководством о выполнении программы.