Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ причин текучести кадров в АКБ «Абсолют Банк»
Разработана программа наставничества и обучения для новых работников банка.
Выявлены условия и направления работы учебного центра на базе АКБ «Абсолют Банк».
Серьезным фактором успешного развития кадровой работы банка является именно предложенное создание банковского обучающего центра на базе АКБ «Абсолют Банк». Без серьезных изменений в области подготовки и переподготовки персонала трудно ожидать качественных изменений в работе филиалов банка.
Спектр услуг банковского учебного центра должен включать в себя:
Учет и реализация форм повышения квалификации каждого сотрудника, включая курсы, семинары, стажировки, в том числе по компьютерной подготовке. С каждым обучающимся заключается соответствующий контракт, и в случае его нарушения включаются штрафные санкции.
Определение необходимого объема требуемых знаний и форм текущего обучения сотрудников.
Регулярная оценка профессиональных качеств работника, уровня его квалификации, соответствия имеющихся знаний и навыков должностной инструкции.
Инструктаж по вновь вводимым банковским технологиям.
Информационное обеспечение сотрудников.
Можно рекомендовать следующий порядок обучения сотрудников:
вновь принимаемые сотрудники в период испытательного срока проходят 8-16-часовой вводный курс по изучению соответствующих нормативных документов, структуры банка, основных направлений и принципов работы;
принимаемые вновь или назначаемые на новую должность руководители, а также перемещаемые в должности специалисты проходят после назначения с отрывом от работы соответствующий 24 - 32-часовой курс обучения;
руководители отделов банка должны проходить обучение по одной из программ, определяемых руководством банка (на курсах, семинарах, в учебном центре, в Институте повышения квалификации);
работники массовых профессий (операционисты, кассиры) ежегодно должны обучаться на курсах повышения квалификации в учебном центре;
все работники банка обязаны проходить инструктаж по мере выхода новых нормативных и распорядительных документов, относящихся к их деятельности.
Также рекомендуется создание в учебном центре сектора оценки профессионального уровня и деловой квалификации работников филиалов банка. Главной задачей является систематическая проверка профессионального уровня сотрудников и соответствия их должностной инструкции.
Отметим еще один важный аспект работы центра - определение основных требований по обязательному знанию инструктивных документов специалистами основных массовых профессий (кассир, операционист, бухгалтер) и тестирование уровня знаний на рабочих местах.
Учебный центр АКБ «Абсолют Банк» может стать еще и центром обучения клиентов банка, в том числе их умению работать с банковскими продуктами, находить оптимальные финансовые и организационно-управленческие решения. В этом плане обучающий центр имеет большие возможности.
Много вопросов возникает с проблемой преподавателей учебного центра - ключевого звена качественных изменений в профессиональной годности специалистов. Западные учебные центры используют прекрасный вариант ротации специалистов ведущих подразделений для их временного перевода на преподавательскую работу в обучающие подразделения. В этом случае за специалистом, переведенным из подразделения в учебный центр, сохраняется рабочее место. Обычно он возвращается назад через год-полтора, ничего не теряя в условиях оплаты. В наших условиях, во-первых, никто не хочет отпускать в учебный центр сильных специалистов, а, во-вторых, никто не гарантирует сохранность их рабочего места и зарплаты. Главное, специалисты боятся профессионально отстать от бурно текущих банковских процессов и технологий.
Вот некоторые полезные, на наш взгляд, рекомендации для организации работы преподавателей учебного центра АКБ «Абсолют Банк»:
При организации обучения необходим жесткий принцип материальной ответственности преподавателя (плохо научил - переобучи за свой счет) - слушателя (обучение - дорогостоящий процесс, решил раньше установленного срока уйти на другую работу - компенсируй затраты банка на обучение).
Лучший вариант обучения - на рабочем месте, через знание того, что плохо дается сотруднику на его рабочем месте, в его рабочей технологии. В этом случае от преподавателей требуется умение оперативной диагностики знаний, навыков, профессиональной подготовки сотрудников. В АКБ «Абсолют Банк» нужно иметь таких специалистов - преподавателей, обучающих сотрудников на рабочих местах, и способных оценить тот необходимый для успешной работы уровень знаний.