Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Принципы управления персоналом банка
Базовой проблемой, определяющей последующий ход диагностического анализа, является проблема синтеза структуры системы управления банком. Основными направлениями ее решения могут быть:
1) установление иерархии уровней и звеньев управления банка;
2) определение объектов управления;
) определение функциональных связей, технологии процесса функционирования системы;
) определение степени автоматизации работ;
) формулирование требований к рабочим местам и персоналу.
Особо следует выделить проблему определения функциональных связей и технологии процесса функционирования системы, поскольку именно она, в совокупности с решением других названных проблем, определяет состав информационной базы системы управления банка, основные регламенты решения поставленных задач, сроки и порядок прохождения всех видов информации и т.д. Основными направлениями решения данной проблемы могут быть:
1) определение степени централизации и децентрализации задач управления, решаемых на различных иерархических уровнях управления банка;
2) определение степени сочетания единоначалия и коллегиальности на каждом уровне и в каждом звене управления банка;
) определение степени участия отдельных подразделений и филиалов банка в реализации частных задач управления.
Совершенно очевидно, что реализация предложенных выше стратегий потребует внутреннего перераспределения имеющихся ресурсов, вплоть до создания новых подразделений и сокращения отдельных должностей, организации новых направлений обучения и повышения квалификации сотрудников, пересмотра системы профессиональной оценки работников, изменения системы мотивации. Однако эти затраты стоят той отдачи, которая будет получена при успешно работающей структуре банка.
Как полагает известный российский ученый Э.А. Уткин, эффективное проведение диагностического исследования невозможно без наличия научно-обоснованной методологии формирования системы управления персоналом банка, основные направления которой должны быть закреплены в концепции кадровой политики банка. Кроме того, решение данной проблемы невозможно без увязки ее со стратегией банка на определенную перспективу. Именно общие принципы стратегического управления персоналом, с учетом тенденций развития банка, определяют основу методологии формирования (совершенствования) системы управления банком.
Исходными данными для решения проблемы по формированию системы управления персоналом банка являются:
1) наличие общих принципов и основ формирования системы управления банковским персоналом;
2) опыт изучения и анализа практики создания отечественных и зарубежных аналогов таких систем.
Решение данной проблемы также должно базироваться на установлении для банка приоритетных направлений работы с персоналом, среди которых можно выделить:
1) нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом;
2) проблемы оптимизации численности персонала;
) основы решения задач мотивации и стимулирования труда персонала;
) оценку труда работников банка;
) организацию непрерывного профессионального обучения персонала банка;
) проблемы формирования кадрового потенциала.
Для решения проблемы нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом целесообразно оценить глубину:
1) разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность персонала банка: Кодекса (философии) банка, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, положений, регламентов;
2) разработки штатных расписаний;
) разработки должностных инструкций персонала.
Решение проблемы оптимизации численности персонала банка должно определяться наличием и уровнем проработанности:
1) методики проведения анализа количественно-качественного состава персонала;
2) системы нормирования труда персонала;
) методики планирования потребности банка в персонале;
) моделей рабочих мест.
После чего в динамике должна быть проанализирована эффективность их использования в банке.
Проблема мотивации и стимулирования труда банковских служащих зависит от:
1) установленного в банке порядка оплаты труда персонала;
2) механизма регулирования оплаты труда персонала;
) наличия нормативного акта, определяющего дифференцированное премирование работников банка.
Решение проблемы оценки труда работников банка должно определяться наличием и качеством:
1) методик оценки коллективного труда персонала подразделений и филиалов банка;
2) методики оценки индивидуального труда работников банка.
Проблема организации непрерывного обучения и повышения квалификации работников банка должна предусматривать наличие:
1) концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала банка;
2) принципов и условий функционирования системы непрерывного профессионального обучения;
) методики повышения квалификации персонала на основе интенсивных методов обучения.