Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Принципы управления персоналом банка
Наконец, проблема формирования кадрового потенциала банков предполагает наличие:
1) методик отбора, подбора и найма персонала;
2) методики планирования служебной карьеры работников банка;
) порядка формирования резерва кадров;
) методики адаптации молодых и новых сотрудников банка.
На основании результатов исследования системы управления банка и методологической базы системы управления персоналом, может быть осуществлен синтез структуры системы управления персоналом. Решение данной проблемы должно включать:
1) построение дерева целей системы управления персоналом;
2) проведение диагностического анализа дерева целей;
) построение концептуальной модели управления персоналом.
Процесс построения дерева целей подразумевает, прежде всего, формулировку целей, стоящих перед системой управления персоналом банка, осуществляемой на основе изучения долгосрочных планов (концепции) развития персонала банка и максимального учета требований нормативных и иных документов, регламентирующих деятельность персонала.
Дерево целей систем управления персоналом филиалов банка должно строиться на основе единой (главной) цели, стоящей перед персоналом банка. При построении дерева целей должна быть обеспечена согласованность и непротиворечивость целей системы управления персоналом на основе последовательной декомпозиции главной цели банка в иерархию подцелей системы управления персоналом банка и систем его филиалов, а также определен перечень функций, реализация которых необходима для достижения главной цели персонала банка.
Проведение диагностического анализа дерева целей системы управления персоналом банка должно предусматривать:
1) исследование функций и задач, решаемых системой управления персоналом;
2) формулировку проблем и выявление недостатков системы управления персоналом банка;
) определение путей решения существующих проблем и выбора приоритетных направлений совершенствования системы управления персоналом;
) предварительную оценку альтернативных вариантов совершенствования системы управления персоналом.
Решение проблемы исследования функций и задач, решаемой системой управления персоналом целесообразно осуществлять путем:
1) изучения существующих положений о подразделениях банка;
2) составления классификатора функций и задач, решаемых структурными подразделениями;
) изучения сложившейся в банке системы организационно-функциональных взаимосвязей;
) анализа информационного обеспечения процессов управления элементами организационной структуры банка.
Решение взаимосвязанных проблем по выявлению недостатков системы управления персоналом банка, определения приоритетных направлений совершенствования системы управления персоналом, а также оценку их альтернативных вариантов должно основываться на результатах определения соответствия существующей системы управления персоналом требованиям, предъявляемым к ней. Проблема построения концептуальной модели системы управления персоналом банка заключается в следующем:
1) определение основных элементов структуры системы управления персоналом, основ ее функционирования;
2) выявление степени рациональности распределения функций и задач управления персоналом по уровням управления в соответствии с принятой организационной структурой банка;
) обеспечение персонала подразделений и филиалов банка организационными, организационно-распорядительными и нормативными документами;
) учет социально-психологических аспектов управления персоналом банка.
Таким образом, на основании изучения предложенного варианта проведения диагностического исследования системы управления персоналом банка, можно заключить, что данная проблема является комплексной и рассмотрение лишь отдельных ее сторон не даст требуемого эффекта. Судить о степени соответствия системы (либо ее отдельных элементов) выбранному стандарту, с учетом требований современной теории и практики управления персоналом, можно лишь на основании результатов, полученных после проведения ее полного диагностического исследования.
По мнению ведущих отечественных специалистов по антикризисному управлению, а также консультантов по управленческому и кадровому консалтингу, проведение подобной работы в настоящие время в коммерческих банках как никогда актуально. Как показали события, особенно последовавшие после августа 1998 г., определенная часть руководящего состава банков оказалась недостаточно подготовлена к организационному управлению, в целом, и к эффективному финансовому менеджменту, в частности.
Достижение эффективности персонального менеджмента возможно лишь на долгосрочной основе при условии создания в банке действенной системы управления персоналом. К сожалению, данное положение в целом пока не характерно для российского банковского менеджмента, где персонал по-прежнему рассматривается как издержки, которые, прежде всего, и следует сокращать. В то же время профессионализм персонала вместе с грамотной системой управления человеческими ресурсами являются одними из решающих факторов конкурентоспособности банка. Поэтому необходимо периодически проводить диагностику общей системы управления, организации циркулирования информационных потоков между структурными единицами и выборочный анализ делового потенциала его работников.