Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Варианты развития российской модели управления
Выделение российской специфики системы управления персоналом осуществим посредством сравнения некоторых важнейших характеристик японского и зарождающегося российского менеджмента.
В последние годы и в управленческой литературе, и в практике менеджмента все активнее обсуждается тезис о японской (восточной) модели менеджмента как наиболее адекватной для российской действительности. Заметим, что сравнительный анализ японской и российской моделей управления представляет большой теоретический и практический интерес.
По мнению автора, ключевой особенностью, объединяющей японский и российский подходы к управлению, является не разграниченность семейных (неформальных) и служебных (организационно-формальных отношений). Свойственный этим странам симбиоз семьи и предприятия обусловил и ряд характерных особенностей применяющихся здесь управленческих моделей. Японский и российский подходы к управлению объединяет ряд важных признаков.
Менее оформленное, чем в западном менеджменте, разделение труда. Идея разделения труда для западной управленческой науки была одной из ключевых и закономерно подробно обсуждалась в работах родоначальников научного менеджмента — Ф. Тейлора и А. Файоля.
Первостепенное значение разделению труда уделял и уже упоминавшийся автор теории рациональной бюрократической организации М. Вебер. И это не случайно, поскольку именно нормативное оформление должностных обязанностей, введение понятия «рабочее место» принципиально отличает организацию от семьи. В рамках семьи разделение труда носит преимущественно либо стихийный характер, задающийся ситуацией, либо традиционный, определяемый сложившимися в данном обществе социокультурными стереотипами.
Как справедливо отмечает К. А. Абульханова-Славская, « .в России оказался не выработан опыт социального взаимодействия, основанный на отвлеченной, в определенном смысле безличной обязанности каждого, отсюда зависимость успешности от «хорошего» человека и добрых отношений».
С этой точки зрения и на японском предприятии, и на российском реальная сфера ответственности работника любого уровня, как правило, шире, чем это оговорено официально. Причем широко распространившаяся в России контрактная система отношений между работником и работодателем отнюдь не препятствует тому, что реальный круг обязанностей конкретного работника обычно значительно шире, чем официально оговорено.
Прямым следствием недостаточной разделенности семейных и формально-организационных отношений является широко известная система пожизненного найма. В социологической и управленческой литературе систему пожизненного найма обычно рассматривают как явление, свойственное японскому менеджменту. Однако, я думаю, система пожизненного найма в известной мере была характерна и для советских предприятии. Советская и японская системы пожизненного найма сходны в своих базовых характеристиках: обе они построены на патерналистском отношении к персоналу.
Как отмечает А. Л. Темницкий, «ключевым моментом в патерналистских отношениях является зависимость работника от руководства. Эта зависимость является желанной для работника — "паттерналиста", поскольку, делегируя руководству ответственность за определение и реализацию своей жизненной стратегии, он тем самым освобождает себя от необходимости принимать самостоятельные решения».
Однако и сегодня можно констатировать, что ценность пожизненного найма присуща многим российским предприятиям.
Важной характеристикой, также являющейся следствием симбиоза семьи и организации, является свойственное для японских и российских предприятий преобладание традиционного типа власти. Данное обстоятельство является одним из факторов повсеместной практики грубого нарушения трудовых прав работников, характерной для России в целом.
Одновременно можно отметить, что в ряде случаев японская и российская модель управления существенно отличаются друг от друга.
Первое отличие касается вопросов формирования корпоративной культуры. Исследования показали, что на подавляющем большинстве предприятий не ведется какой-либо целенаправленной работы по формированию корпоративной культуры.
Второе важное отличие касается отношения к обучению персонала. Японская модель управления предполагает чрезвычайно высокое внимание вопросам непрерывной подготовки персонала, причем предпочтение отдается внутрифирменному обучению, имеющему преимущественно прикладной, полезный для данного предприятия характер. Система обучения на советских предприятиях традиционно основывалась на обучении работников на базе отраслевых и межотраслевых институтов повышения квалификации, где переподготовка и повышение квалификации зачастую носили сугубо теоретический характер.