Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Опыт Казахстана
решение вопроса о финансировании;
создание дирекции;
разработка ТO и ПСД строительства инфраструктуры;
строительство инфраструктуры;
привлечение инвесторов;
организация информационного обеспечения деятельности зоны;
организация сопутствующих услуг (логистика, питание, консалтинг и т.п.). http://parad.uz.ua/zhurnal/diamantova-richnicya-60-rokiv-spilnogo-zhittya/
Это скорее общий перечень, который может дополняться и уточняться для каждого конкретного проекта, но составлен он согласно перечисленным выше условиям и требованиям к функционированию, поэтому он, по моему мнению, вполне корректен.
И, наконец, что касается функционирования индустриальной зоны, то в его процессе не предполагается никаких дополнительных капитальных вложений со стороны государства, а главной задачей менеджмента является рентабельная коммерческая деятельность, направленная на:
поддержку собственности и инфраструктуры;
по возможности максимальное наполнение зоны производствами и заключение с участниками соответствующих договоров;
обеспечение коммунальными и сопутствующими услугами участников;
управление доходами от аренды и дальнейшее развитие зоны.
В общем, эта концепция затрагивает главные аспекты функционирования индустриальных зон и предлагает решения таких проблем, как спекуляция земельными участками, финансирование и тому подобное. Но этой законодательной базы оказалось недостаточно для эффективного создания таких зон, так как конкретные механизмы взаимодействия контрагентов не определяются, говорится лишь об их необходимости. Поэтому, как отмечалось выше, 26 декабря 2007 года было принято Постановление Правительства Республики Казахстан № 1294 О Концепции формирования и развития индустриально-инновационной инфраструктуры (специальные экономические и индустриальные зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы) [9], которое признало утратившим силу предыдущее постановление, так как проекты, которые были запланированы, совершенно не соответствовали плану по времени и другим характеристикам.
Целью новой Концепции стало повышение инвестиционной и инновационно-предпринимательской активности бизнеса.
Согласно концепции для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
) выработать государственный системный подход к созданию специальных экономических зон, индустриальных зон, технопарков и бизнес-инкубаторов;
) разработать механизмы финансирования и схемы реализации строительства и развития специальных экономических зон, индустриальных зон, технопарков и бизнес-инкубаторов, включая государственно-частное партнерство. На мой взгляд, это уже более конкретные задачи, выполнение которых может ускорить процессы строительства индустриальных зон, в отличие от тех, которые были представлены в первой концепции.
Вообще в этой концепции большее внимание уделено специальным экономическим зонам:
СЭЗ - это географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой обособленную территорию, где осуществляются выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства. Я считаю, что в идеале ключевые характеристики понятий индустриальной зоны и СЭЗ должны быть совмещены в одном объекте для наиболее быстрого развития, тогда производители получают очень выгодные условия для работы как с покупателями, так и с поставщиками и инвесторами.
В этих концепциях поставлены очень амбициозные цели, задачи и т.п., но что же на деле? Каков эффект от имеющихся индустриальных зон? На момент 2007 года в Республике Казахстан существовало две индустриальные зоны - "Строительные материалы" в г. Астана и "Индустриальный парк" в Карагандинской области. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года N 1331 утвержден Перечень индустриальных зон, которые должны были быть сформированы в 2007 - 2009 гг. с участием государства.
№ п/п |
Наименование |
Основные направления деятельности |
Срок реализации |
1. |
Индустриальная зона г. Караганда (г. Караганда) |
производство продукции в области металлургии и металлообработки |
2007 - 2009 годы |
2. |
Индустриальная зона «Алматы - Жиhаз» (Илийский район) |
производство мебельной продукции и изделий из дерева |
2007 - 2009 годы |
3. |
Индустриальная зона в Актюбинской области (г. Актобе) |
реализация крупного прорывного проекта SBSSteel по строительству металлургического комбината с газотурбинной электростанцией, предусматривающего создание металлургического комплекса с полной технологической цепочкой производства высоколегированной стали и изделий из нее (SBSSteel) |
2007 - 2009 годы |
4. |
Индустриальная зона «Оркен» малого и среднего бизнеса (ВКО, г. Усть-Каменогорск) |
производство продукции пищевой промышленности; производство строительных материалов; заготовка плодовоовощных продуктов; |
2008 -2009 годы |
5. |
Индустриальная зона г. Павлодар (г. Павлодар) |
выпуск товаров народного потребления переработка сельхозпродукции |
2008 - 2010 годы |
6. |
Индустриальная зона г. Кызылорда (г. Кызылорда) |
производство кальцинированной соды производство рисового масла производство соли высшего сорта производство металлического цинка производство железобетона |
2008 - 2009 годы |
7. |
Индустриальная зона г. Шымкент (г. Шымкент) |
выпуск моторных, трансмиссионных, турбинных, компрессионных масел. средний нефтеперерабатывающий завод. производство технического кремния |
2008 - 2009 годы |