Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ эффективности системы менеджмента качества на ОАО «Балаковорезинотехника»
Оценка эффективности функционирования СМК или отдельных ее процессов проводится на предмет достижения целей, определенных Политикой в области качества. При этом учитывается:
- фактическое выполнение документированных процедур;
соответствие всей СМК или отдельных её процедур требованиям ГОСТ Р ИСО 9001;
возможности и пути улучшения СМК, в том числе, продукции и процессов;
эффективность корректирующих и предупреждающих действий.
Анализ системы качества руководством ОАО «Балаковорезинотехника» проводится два раза в год на основе результатов внутренних и внешних аудитов, а также претензий потребителей
В процессе проведения диагностического аудита комплексно анализируется эффективность производственной деятельности предприятия, выявляются слабые места, объем и причины оказания услуг с несоответствиями, затраты на предупредительные мероприятия и контроль в процессе производства.
При проведении внутренних аудитов выявляются несоответствия системы менеджмента качества, проверяется эффективность предпринятых корректирующих действий, в результате чего проверяемому подразделению или предприятию в целом предоставляется возможность улучшить систему менеджмента качества. Результаты внутренних аудитов используются руководством предприятия для анализа системы менеджмента качества, ее улучшения, результативности разработки и принятия управленческих решений. Основными объектами аудита могут быть:
- изделие;
процессы;
элементы системы менеджмента качества;
процедура;
система менеджмента качества.
При проведении аудита системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001, были отмечены следующие положительные стороны существующей системы менеджмента качества: обширная и хорошо управляемая документация и нетрадиционный подход ознакомления с политикой в области качества. Особенно была отмечена работа отдела закупок по подбору альтернативных поставщиков сырья и материалов. По результатам аудита было выявлено всего три несоответствия, которые отнесены к разряду несущественных. Но в условиях жёсткой конкуренции на рынке резинотехнических изделий и возросших требований потребителей необходимо постоянно работать над улучшением качества выпускаемой продукции.
Контроль за выполнением мероприятий возлагается: в производстве - на механика; в целом по предприятию - на генерального директора.
Мероприятия, требующие решения руководства предприятия, обсуждаются ежемесячно на совещаниях по качеству, результаты которых оформляются протоколами и их выполнение контролируется генеральным директором.
Оценка эффективности выполнения планов корректирующих и предупреждающих действий во всех подразделениях ОАО «Балаковорезинотехника» возлагается на генерального директора.
Система менеджмента качества на ОАО «Балаковорезинотехника» построена на основе процессного подхода, и в рамках системы процессы подразделяются на следующие группы:
) Основные процессы:
- маркетинговые исследования и изучение удовлетворенности потребителей; - проектирование продукции и разработка технологических процессов;
планирование производства продукции;
закупки;
производство деталей;
поставка продукции потребителю.
2) Поддерживающие процессы:
- менеджмент персонала;
техническое обслуживание и ремонт оборудования;
планирование и обеспечение топливно-энергетическими ресурсами;
управление зданиями и сооружениями.
3) Управляющие процессы:
- внутренний аудит;
анализ системы менеджмента качества со стороны руководства.
Процессный ландшафт системы менеджмента качества можно представить в виде схемы (рисунок 1).
Рис.1 Сеть процессов системы менеджмента качества
Для реализации принципа процессного подхода были определены владельцы процессов и исполнители, установлена последовательность и взаимодействие процессов, организована работа по обеспечению наличия ресурсов и информации для достижения целей процесса, определены критерии оценки результативности процессов и методы измерения, которые установлены в паспортах процесса. На предприятии осуществляется постоянный мониторинг и анализ процессов, принимаются меры для улучшения, как процессов, так и системы менеджмента качества в целом.