Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Теоретические основы формирования корпоративной культуры на предприятии
Данный период развития экономики отмечено повышенным научным и практическим интересом к феномену "корпоративная культура". Это связано в первую очередь с тем, что в конце ХХ века произошли глобальные изменения социально-экономических отношений. Основные страны мира стали переходить на новый цивилизационный уровень развития постиндустриальный, что требует формирования новых концептуальных основ и принципов управления общественными системами. Одним из эффективных путей развития есть формирование и внедрение корпоративных принципов управления. Характерной особенностью функционирования Украины в пост кризисный период является низкая конкурентоспособность основных отраслей экономики. Наблюдается ухудшение бизнес-климата внутри страны, происходит переход отечественного бизнеса от структурного роста к выживанию. Это приводит к значительному осложнению функционирования предприятий и организаций, ограничению материально-финансовых ресурсов, сокращению штатов. Для стабилизации работы предприятий встает необходимость применение новых эффективных методов управления, которые не требуют значительных материальных затрат, а наоборот, мобилизуют нематериальные активы предприятия в кризисных условиях. Корпоративная культура позволяет сориентировать и гармонизировать деятельность всех подразделений предприятия на реализацию общих ценностей. Развитая, эффективная, гибкая корпоративная культура является одной из основополагающих формирования конкурентного преимущества компании, повышения его нематериальной ценности и инвестиционной привлекательности. Проявлением неразвитой корпоративной культуры на предприятиях выступают задолженность в выплате заработной платы, высокий уровень конфликтной напряженности, отсутствие заинтересованности персонала в росте продуктивности труда, низкий уровень охраны и безопасности труда. Коллективные договора часто заключаются формально, не рассматриваются отчеты об их выполнении, присутствует большая разница между объявленными ценностями и фактической реализацией, работники не ощущают эффекта экономического роста предприятия на личных доходах, в связи с этим не стремятся к трудовой активности и негативно ставятся к нововведениям. В таких компаниях негативный тип корпоративной культуры не развивает, а разрушает качественные характеристики трудового потенциала: мотивацию к эффективному труду, профессиональному развитию, трудовой и инновационной активности. По результатам исследований Е. Семыкиной [27] существенным тормозом позитивного влияния корпоративной культуры на развитие трудового потенциала выступают особенности национального характера: необязательность, неуважение к законам, низкая дисциплинированность, социальная зависть и социальная активность, лишняя эмоциональность и пр. Однако следует отметить, что усвоение нормативных ценностей корпоративной культуры может содействовать совокупность позитивных черт украинского национального характера: ориентация на личное благосостояние, природный демократизм, взаимопомощь и пр. В связи с важной актуальностью исследования феномена "корпоративная культура" и необходимостью внедрения ее в практику управления персоналом компании для конструктивной адаптации этой проблеме посвящено много научных публикаций отечественных и российских ученых - А. Колота, Е. Гришной, В. Евтушевского, Н. Кременевой, И. Мажуры, Т. Кыцак, И. Петровой, В. Шпилевой, Г. Назарова, Л. Панченко, М. Семыкиной, Ю. Залозновой, И. Новак, А. Воронковой, Н. Решетило, В. Скуратовского, В. Адрианова, Ю. Арсеньева, российских социологов П. Спивака, В. Томилова, О. Выханского, Наумовна. Могутневой, И. Катерного, С. Щербины, Н. Кочемирской, Г. Мальцевой, З. Шешневой и др., однако масштабных и комплексных научных исследований в нашей стране по этой проблематике не проводятся. Изначально термин "корпоративный" возник от латинского "corporatio" - объединение, сообщество, а не от "корпорации" как организационно-правового типа предприятия. Известно, что наличие в организации "корпоративного духа" обсуждалось еще в XIX веке. Файоль А. назвал укрепление и поддержание корпоративного духа одним из базовых принципов управления предприятием. Основной интерес к корпоративной культуре за рубежом возник в 80-х гг. ХХ века, вследствие изменений во внешней среде организаций: