Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Теоретические основы формирования корпоративной культуры на предприятии
Познавательная функция (например, познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника, способствует его включению в жизнь коллектива, в коллективную деятельность, определяет его успешность);
Смыслообразующая функция: корпоративная культура влияет на мировоззрение человека, зачастую корпоративные ценности превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт;
Коммуникационная функция - через ценности, принятые в корпорации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечиваются взаимопонимание работников и их взаимодействие;
Функция общественной памяти, сохранения и накопления опыта корпорации;
Рекреативная функция - восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности корпорации возможно лишь в случае высокого нравственного потенциала корпоративной культуры и причастности работника к ней и разделения ее ценностей.
В рамках менеджмента корпоративная культура рассматривается как социальная подсистема организации, фактор конкурентоспособности компании, позволяющий добиваться устойчивого развития и эффективности, а также как одно из условий, необходимых для самореализации и идентификации личности в организации (И. Ансофф, П. Друкер, М. Мескон, У. Оучи, Ф. Селзник, Р. Квин, Т. Питерс, Д. Робах). Ключевая посылка менеджмента в исследовании корпоративной культуры заключается в том, что культура способна улучшить отношения, возникающие в процессе совместной деятельности. А это, в свою очередь, может повлиять на повышение эффективности работы организации в целом. Корпоративная культура становится одним из элементов структуры организации, которая изменяется под действием внешних и внутренних факторов, а также инструментом стратегического менеджмента. При этом отмечается, что перспективы исследования корпоративной культуры постиндустриального типа в менеджменте связаны с переключением внимания с "человека экономического" на "человека креативного", а также с изучением взаимосвязей между новыми компонентами корпоративной культуры (например, такими как "корпоративный дух") и эффективным управлением. В числе ограничений, характеризующих исследования корпоративной культуры в рамках менеджмента следует назвать симптоматичность решений, позволяющих реализовать, в основном, краткосрочные задачи. Менеджмент лишен стратегического видения, важного для оценки тех изменений, которые происходят в корпоративной культуре. Концепция "человека экономического" устарела, а значение и роль "креативного класса" в современной экономике глубоко не изучены. В связи с этим, возникает необходимость социально-философской рефлексии относительно корпоративной культуры как одной из важных предметных областей теории менеджмента. Корпоративная культура является одним из самых эффективных способов привлечения и мотивации работников. Компании с явно выраженной, сформированной корпоративной культурой более эффективны в использовании человеческих ресурсов. Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня (материальные), у него проявляются потребности другого плана: достойное положение в коллективе, признании, самореализации и др. И тут на первый план выходит корпоративная культура, одной из основных ее функций является поддержка каждого члена коллектива, раскрытие его индивидуальности. Работа с корпоративной идеологией подразумевает активное участие руководителей компаний. Цель - передать систему ценностей руководителей всем работникам. В компании обязательно должна быть команда единомышленников с единым пониманием миссии компании, едиными жизненными ценностями. Полное идентифицирование работника с компанией означает, что он не только понимает идеалы компании, четко придерживается правил и ном поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. То есть ценности организации становятся индивидуальными ценностями работника, занимая четкое место в мотивационной структуре его поведения. И со временем работник продолжает разделять ценности, уже не зависимо в какой организации он работает. В "классическом" понимании корпоративная культура рассматривается как инструмент стратегического развития компании через стимулирование инноваций и управление изменениями. Корпоративная культура существует в любой компании - с момента появления организации и до самого конца - независимо от того, создается специальная служба для работы с ней или нет. Механизм воздействия руководителя на корпоративную культуру и культуру персонала показан на рис. 1.3