Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Теоретические основы формирования корпоративной культуры на предприятии
а) экологическая среда: загрязнение окружающей среды.
б) научно-техническое окружение: ограничение технических возможностей в решении проблем, связанных с питанием, ростом безработицы и т.д.
в) социальная среда: мотивационный кризис и потеря смысла жизни.
Произошедшие изменения во внешней среде привели к соответствующим изменениям внутри организационной среды:
а) недостаток идентификации работника с организацией;
б) синдром недоверия между руководителем и подчиненным.
Д. Литвин и Р. Стрингер еще в конце 60-х выделили следующие факторы организационного климата, которые важны также при оценке возможности проведения тех или иных изменений в организации:
· структура - ощущения по поводу ограничений и свободы действий и степени формальности или неформальности рабочей атмосферы.
· ответственность - восприятие доверия к выполнению важной работы.
· риск - чувство риска и вызова в работе, ставится ли акцент на принятии обдуманного риска или на безопасных и не рискованных действиях и решениях.
корпоративная культура труд работник
· теплота - наличие дружеских и неформальных групп и взаимоотношений.
· поддержка - ощутимая готовность помочь со стороны менеджеров и коллег, акцент на взаимную поддержку.
· нормативы - ощущение важности скрытых или открыто выраженных целей и стандартов работы, акцента на качество результативность работы, значимости личных и командных целей.
· конфликт - ощущение, что менеджеры и другие работники хотят услышать различные мнения, акцент на выявление проблем, а не на их сглаживание или игнорирование.
· тождественность - ощущение, что ты принадлежишь к компании, что ты ценен как член команды.
Различные авторы приводят следующие определения корпоративной культуры. По Глухову В.В. организационная культура - это комплекс ценностей, видений, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. [37] Согласно Н. Николаевой, корпоративная культура - сложная, нелинейная, открытая, самоорганизующаяся система, обеспечивающая мотивацию персонала и регулирование деятельности предприятия с учетом норм, ценностей, правил и методов управления, разделяемых и применяемых большинством его работников. [19]
Таким образом, существует три подхода к понятию организационной культуры и ее природы. Первый определяет ее как продукт "естественного развития" организации. Второй, наоборот, что это "искусственное" изобретение, созданное людьми и являющееся результатом их рационального выбора. Приверженцы третьего, наиболее распространенного подхода, считают, что организационная культура - это "смешанная", естественно-искусственная система, соединяющая в себе формально-рациональные и спонтанные жизненные процессы.
Принципы корпоративной культуры можно определить следующим образом:
) научность - использование достижений научных дисциплин;
) системность в восприятии объектов исследования и управления и факторов, влияющих на поведение объектов и элементы их культуры;
) гуманизм - признание наивысшей ценности личности;
) представление корпорации как части общества;
) профессионализм исследователя.
Структура корпоративной культуры включает следующие элементы: миссию организации, ее философию, стиль руководства, ценности организации, систему мотивации, стимулирования, поощрений и наказаний работников, которые представлены на рис. 1.1
Рис. 1.1 Структура корпоративной культуры
Определяя сущность корпоративной культуры необходимо выделить ее основные функции, представленные на рис. 1.2
Рис. 1.2 Функции корпоративной культуры.
Рассмотрим каждую функцию более подробно:
Воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, продуцирование новых ценностей и их накопление;
Оценочно-нормативная функция (на основе сравнения реального поведения человека, группы, корпорации с нашими нормами культурного поведения, с идеалами мы говорим о позитивных и негативных действиях, гуманных и бесчеловечных, изящных и грубых, прогрессивных и консервативных);
Регламентирующая и регулирующая функция культуры, т.е. применение культуры как индикатора и регулятора поведения;