Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Основные направления развития корпоративной культуры
иерархический тип - культура, ориентированная на системность, порядок;
клановый тип - культура, фокусирующая внимание на качестве отношений;
адхократический тип - культура, ориентированная на предпринимательство и творчество;
рыночный тип - культура, в первую очередь, ориентированная на результат и выполнение задачи любой ценой.
Как и в характере человека, где основой является сочетание нескольких типов темперамента, так и в корпоративной культуре компании проявляются несколько основных типов культуры. Исходя из базовых ценностей, формулируются стандарты поведения членов организации, традиции и символика. Весь процесс и его результаты целесообразно отразить в таком документе, как корпоративное руководство. Он особенно полезен в ситуациях приема на работу, адаптации новых сотрудников и дает возможность практически сразу понять, насколько сотрудник разделяет ценности организации [39].
Можно выделить ряд факторов, совокупность которых ложится в основу корпоративной культуры [35].
В условиях глобальной интеллектуализации экономики все больше проявляется движение к новой модели развития и использования человеческих ресурсов. С замещением "классического" труда знаниями на первый план в деятельности современных корпораций выходит задача аккумулирования интеллектуального капитала, выявления, накопления и распределения информации и опыта, создания предпосылок для распространения и передачи знаний. Сердцевиной развития творческого потенциала работника становится система "управления знаниями", действующая в рамках корпоративной культуры. Институт корпоративной культуры представляет собой социокультурную оболочку производственных процессов и является общей основой формирования инновационного потенциала корпорации. В противовес тейлоризму-фордизму новая модель корпоративной, инновационной организации труда предусматривает расширение функций работника и переход от "частичного" работника к работнику "широкого диапазона", способного осуществлять верификацию, оценку, творческий синтез информации, проникать в суть проблемы, осуществлять корректировку технологического процесса, то есть быть не только субъектом производственного освоения продуктов НТР, но и ее движущей силой.
Главные направления развития корпоративной культуры таковы:
формирование и реализация единого видения корпоративной культуры в компании;
формирование имиджевой и брендовой стратегий, разработка элементов дизайна и внедрение корпоративного стиля в компании (возможно, с привлечением внешних консультантов);
формирование и развитие делового этикета (корпоративного поведения) в компании;
интеграция в процесс обучения и развития персонала пропаганды внутрикорпоративных норм и ценностей, в первую очередь для молодежи и кадрового резерва;
разработка инструментария и методологии мотивационной политики;
организация и управление исполнительской дисциплины на всех уровнях управления компанией;
организация и управление процессом внутренней пропаганды;
организация и проведение внешних PR-мероприятий, формирование взаимоотношений со СМИ;
дизайн, полиграфия и выпуск корпоративного издания;
организация и проведение корпоративных, праздничных и культурно-массовых мероприятий;
сохранение существующих и формирование новых традиций в компании;
участие в благотворительных и спонсорских мероприятиях.
Объектом корпоративной культуры является персонал, а вот субъекты организационных изменений могут быть лидеры трех типов:
) топ-менеджеры, другими словами, директора различных функциональных направлений деятельности компании;
) линейный менеджмент;
) неформальные лидеры.
У каждой из вышеперечисленных типов аудитории своя сфера влияния и свои основные функции при внедрении корпоративной культуры.