Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Виды SWOT-анализа
На практике применяется несколько различных форм проведения SWOT-анализа:
) Экспресс-SWOT-анализ - наиболее часто встречающийся (в силу простоты проведения) вид качественного анализа, позволяющего определить, какие сильные стороны организации помогут бороться с угрозами и использовать возможности внешней среды, а какие слабые стороны помешают это сделать. Схема его проведения имеет несомненное достоинство: она очень наглядна и проста. Однако на практике эта методика имеет недостатки: в пункты всех клеток таблицы попадают только самые очевидные факторы, и даже при этом часть этих факторов исчезает в перекрестной матрице, поскольку не может быть использована.
) Сводный SWOT-анализ, в котором представлены основные показатели, которые характеризуют деятельность фирмы в текущий момент и перспективы будущего развития. Достоинством такой формы проведения анализа является то, что он позволяет в некотором приближении дать количественную оценку тех факторов, которые были выявлены с помощью других методов стратегического анализа. Еще одним достоинством является возможность (на основе проведения всех видов стратегического анализа) сразу перейти к выработке стратегии и разработать комплекс мероприятий, необходимых для достижения стратегических целей. Очевидным недостатком является более сложная процедура проведения.
) Смешанный SWOT-анализ - это попытка совместить первую и вторую формы проведения анализа. Для этого предварительно проводятся как минимум основные три вида стратегического анализа. Затем все факторы объединяются в единые таблицы, из которых формируется перекрестная матрица (как в экспресс-форме). Количественная оценка факторов обычно не производится. Достоинством этой формы является глубина анализа.
В данной работе рассмотрен пример SWOT-анализа буфетов СГЭУ (см. Приложения, таблица 2). Итак, рассмотрим сильные стороны:
. Удобное расположение. Три буфета, один из которых находится в главном корпусе в холле рядом с входов в университет. Удобным расположение получается, за счет большого пространства вокруг буфета и наличия столиков, за которыми можно осуществлять прием пищи и напитков, около него. Второй буфет расположен рядом с поточными аудиториями. Его актуальное расположение создается посредствам наличия столов со стульями. Третий буфет расположен в корпусе Е сразу после перехода, это и создает его преимущество.
. Наличие налаженных торговых связей (поставщики, партнеры).
. Качество продукции (товаров). Товары известных марок, также свое производство (выпечка, салаты,…)
. Регулярный спрос. Спрос в течение всей рабочей недели.\
. Дешевизна рабочей силы. Не требуется большое количество работников и специальная квалификация.
. Неодинаковые материальные возможности потребителя (студентов). Закупка товаров разных ценовых категорий.
Теперь рассмотрим некоторые слабые стороны:
. Недостаточная квалификация персонала. Во время перемен очень большой поток студентов и продавцы часто не справляются с ним.
. Сезонность спроса. Не очень большой спрос в выходные и летом.
. Нехватка рабочей силы. Как уже отмечалось, на переменах очень большой поток студентов и один продавец физически не может быстро обслужить каждого.
. Неравномерное распределение спроса во время рабочего дня. Очень большой спрос на переменах, но маленький на уроках.
Возможности:
. Возрастание спроса на продукцию
. Появление новой технологии, нового оборудования, способного улучшить качество работы буфета;
. Возникновение спроса на новый товар;
. Наличие скидок на определенные виды товаров;
. Расширение сети буфетов по университету.
И теперь рассмотрим некоторые возможные угрозы:
. Общеэкономический спад. Неспособность потребителя покупать товары по предложенным ценам, неспособность университета закупать товары у поставщиков из-за нехватки денежных средств.
. Угроза со стороны конкурентов. Установка автоматов быстрого питания, позволяющих снизить спрос на предоставленные выди товара в буфетах.
. Повышение издержек. Как следствие повышение цен, снижение спроса на товар.
. Неблагоприятный правительственный акт (запрет продажи какого-либо вида продукта и т.д.). возмущение потребителя. Снижение спроса.
. Возможные проблемы с поставками ресурсов. Нехватка товаров.
Данный краткий SWOT-анализ показывает сильные и слабые стороны буфетов СГЭУ, а также демонстрирует их возможности и угрозы. Это дает возможность для дальнейшего планирования.
Заключение
В данной работе были рассмотрены как теоретические аспекты SWOT-анализа, так и пример его практического применения. Кратко были теоретически охарактеризованы материальные ресурсы. Это дало наиболее общее понятие SWOT-анализа. На примере был рассмотрен один из самых простых способов проведения SWOT-анализа, который дает лишь общую картину сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей и угроз.
На сегодняшний день возможности SWOT-анализа настолько велики, что его можно применять как для маленьких организаций и отдельных физических лиц, так и для крупных корпораций, занимающих ведущие роли на рынке. SWOT-анализ очень похож на составление стратегического баланса: сильные стороны - это активы компании в конкурентной борьбе, а ее слабые стороны - пассивы. Дело лишь в том, насколько сильные стороны (активы) перекрывают ее слабые стороны (пассивы) (соотношение 50:50 определенно нежелательно), а также в том, как использовать эти сильные стороны и как склонить стратегический баланс в сторону активов.