Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Виды SWOT-анализа
С точки зрения формирования стратегии сильные стороны компании важны, поскольку они могут быть использованы как основа для формирования стратегии и конкурентного преимущества. Если сильных сторон недостаточно для того, чтобы сформировать на их основе успешную стратегию, то руководство компании должно срочно создать базу, на которой эта стратегия могла бы основываться.
В то же время успешная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые делают компанию уязвимой, мешают ее деятельности или не дают ей использовать привлекательные возможности. Принцип здесь простой: организационная стратегия должна полностью учитывать сильные, слабые стороны компании и ее конкурентные возможности. Рискованно следовать стратегическому плану, который невозможно полностью реализовать, используя имеющиеся ресурсы и опыт компании, или выполнению которого помешают ее слабые стороны. Как правило, менеджеры должны строить стратегию компании на том, что лучше всего получается у нее, и избегать стратегий, успех которых в большой степени зависит от сфер деятельности, в которых компания слаба или ее возможности не проверены.
Рыночные возможности во многом определяют стратегию компании. В самом деле, менеджеры не в состоянии выбрать стратегию развития, соответствующую положению компании без предварительной оценки всех возможностей отрасли, а также темпов роста и потенциальной прибыльности, которую каждая из них обеспечивает. В зависимости от условий отрасли возможности могут быть как многообещающими, так и бесперспективными, изменяясь от очень привлекательных (абсолютно необходимо их использовать) до почти не представляющих для фирмы интереса (в самом конце списка приоритетов компании).
Оценивая возможности отрасли и ранжируя их привлекательность, менеджеры должны помнить, что интересы отрасли и интересы компании - это не всегда одно и то же. Не каждая компания имеет достаточно хорошие позиции, чтобы использовать все существующие в отрасли возможности: одни компании являются более конкурентоспособными, чем другие, а какие-то могут вообще безнадежно выбыть из борьбы или ограничиваться более скромной ролью. Слабые и сильные стороны компании, а также способность конкурировать позволяют ей использовать одни возможности лучше, чем другие. Наиболее выгодными для фирмы являются те возможности отрасли, которые обеспечивают максимальный рост прибыли компании, при которых фирма приобретает наибольшие конкурентные преимущества, а также которые являются приемлемыми для компании в финансовом отношении. Возможности отрасли, которые фирма не в состоянии реализовать, являются иллюзией.
Стоит помнить, что SWOT-анализ лишь один из многих инструментов стратегического планирования. И для более широкого изучения сегментации рынка и получения сведений о ниши на рынке, занимаемой организацией, стоит пользоваться сразу несколькими инструментами стратегического менеджмента.
Приложения
Рис. 1. SWOT-анализ.
Рис.2. Матрица SWOT-анализа
Рис.3. Основные направления проведения перекрестного анализа
Рис. 4. SWOT-анализ. Внешнее окружение и организация.
Таблица 1. Примеры характеристик при оценке сильных, слабых сторон компании, ее возможностей и угроз
Потенциальные возможности фирмы: - способность выйти на новые рынки / новые сегменты рынка - способность обслуживать дополнительные группы клиентов - возникновение новых потребностей у клиентов, которые фирма может удовлетворить путем расширения ассортимента - вертикальная интеграция -ослабление конкурентов -появление новых технологий -снижение барьеров на привлекательных рынках |
Потенциальные сильные стороны: - адекватные финансовые ресурсы - хорошая репутация - лидирующее положение на рынке - хорошо разработанная функциональная стратегия - экономия на масштабах производства - собственная технология - наличие патентов - квалифицированный персонал - компетентный менеджмент - доступ к рынкам сырья - большой опыт и т.д. |
Потенциальные внешние угрозы: - приход на рынок иностранных конкурентов - рост продаж товров-субститутов -замедление темпов роста рынка - усиление влияния поставщиков и покупателей -изменение вкусов и потребностей потребителей -неблагоприятные демографические изменения -неблагоприятное изменение законодательства и т.д. |
Потенциальные слабые стороны фирмы: - отсутствие четкой стратегической направленности - устаревшее оборудование - высокие издержки - недостаток управленческого таланта и умений - внутрипроизводственные проблемы и конфликты - плохая репутация/имидж на рынке - неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности и т.д. |