Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Методические основы разработки и внедрения организационных нововведений
нововведение инновация внедрение
Понятийный аппарат в области инноваций начал формироваться в начале ХХ века. Принято считать, что первое наиболее полное описание инновационного процесса было сделано Й. Шумпетером. В его работе «Теория экономического развития», вышедшей в 1911 г. [100], было введено понятие «новые комбинации», которое и послужило прообразом современных определений инноваций. Под «новыми комбинациями» Й. Шумпетер понимал 5 типов изменений:
Ø внедрение новой техники, новых технологий;
Ø внедрение новой продукции;
Ø применение новых типов сырья;
Ø организационные изменения;
Ø выход на новые рынки сбыта.
Этот же экономист уже в 30-е годы вводит понятие «инновации» как изменения с целью внедрения новых видов продукции, применения новых средств производства, рынков сбыта и новых форм организации в промышленности.
Однако пристальное внимание большинства экономистов к данной области исследования было привлечено лишь в 60-х годах, когда проблемы, связанные с научно-техническим прогрессом, выдвинулись на первый план.
В настоящее время существует множество определений понятия инновация (нововведение), отражающих взгляды их авторов на данное явление [1, с. 5].
Согласно с трактовкой, представленной в экономической энциклопедии, инновация - это новый подход к конструированию, производству, сбыту товаров, благодаря чему новатор и его компания приобретают преимущества над конкурентами [2, с. 8].
В соответствии с законом Украины «Об инновационной деятельности» инновации - это вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы [8, ст. 2].
Согласно международным стандартам статистики науки, техники и инноваций, нововведение (инновация) - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, нововведение является следствием инновационной деятельности [18].
Также нововведение рассматривается учеными - исследователями как:
Ø комплекс технических производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых улучшенных товаров;
Ø результат творческой деятельности, связанной с разработкой, созданием и распространением новых видов конкурентоспособной продукции, современной технологии, внедрение новых организационных форм и методов управлении, новых экономических структур и т.д.;
Ø поиск, открытие, разработка, усовершенствование, освоение, коммерциализация новых процессов, продуктов, организационных структур и методов хозяйствования;
Ø преобразование потенциального НТП в реальный, воплощенный в новых продуктах, услугах и технологиях [4, с. 62-63].
Под инновационной деятельностью понимают комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и маркетинговых мероприятий, которые направлены на создание и внедрение инновации (проведение и приобретение научных исследований, новых технологий, производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых методов их производства, приобретение машин, оборудования, установок, других основных средств и капитальные расходы, связанные с внедрением нововведений, маркетинг, реклама и т.д.). Эти меры не всегда приводят к внедрению инноваций, но являются необходимыми для их создания. Начиная с отчета за 2007 г. к инновационной деятельности в Украине включаются исследования и разработки, которые не связаны напрямую с подготовкой конкретного нововведения [18].