Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Методические основы разработки и внедрения организационных нововведений
Стоит отметить, что при определении соотношения между понятиями «инновация» и «нововведение», украинские ученые-экономисты не могут прийти к одному рациональному решению. Существует точка зрения, что понятие «нововведение» значительно уже понятия «инновация» и раскрывает только техническую сторону инновации. Широко распространено также мнение, что понятия «инновация» и «нововведение» являются синонимическими и равнозначными, поскольку они происходят от одного английского слова «innovation», т.е. «введена новация». На наш взгляд, эти понятия равнозначны, потому что существование обоих обусловлено сложностями, которые возникают при переводе экономических терминов [4, с. 64].
Таким образом, на основании анализа имеющейся литературы и исходя из целей данной работы, под инновацией будут пониматься изменения в функционировании и развитии предприятия с целью повышения уровня реализации его функции, связанное с использованием новых для данного предприятия знаний.
Существуют различные подходы к выделению видов инноваций. Рассмотрим два принципиально различных подхода к классификации инноваций. Во-первых, важно учитывать уровень новизны, масштаб и силу воздействия инновации. Очень важным параметром любой инновации является ее масштаб или инновационный потенциал. По этому признаку все инновации можно разделить на следующие:
Ø базисные инновации (в корне изменяющие процесс или содержание сферы человеческой деятельности);
Ø улучшающие инновации (значительно меняющие процесс и освобождающие существенные объемы ресурсов и труда);
Ø микроинновации (в незначительной степени модифицирующие процесс или продукт);
Ø псевдоинновации (или преждевременные, или разрушающие, т.е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс).
Во-вторых, любая инновация характеризуется определенным направлением (объектом) воздействия. Так, с точки зрения технологических параметров инновации подразделяются по следующим признакам:
Ø продуктовые инновации - применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых функций продуктов;
Ø процессные инновации - новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства.
По сфере воздействия инновации разделяются на:
Ø технологические инновации,
Ø экологические инновации,
Ø организационно-производственные инновации,
Ø управленческие инновации,
Ø военные (военно-стратегические) инновации,
Ø экономические инновации,
Ø социально-политические инновации,
Ø государственно-правовые инновации,
Ø инновации в духовной сфере (наука, культура, образование, и т.д.).
Также можно представить еще ряд известных классификаций нововведений, (табл. 11).
Таблица 1.1. Типология инноваций по различным классификационным признакам
№ п/п |
Классификационный признак |
Типы (классы) инноваций |
1. |
Глубина вносимых изменений |
- фундаментальные (базовые); - прикладные; - улучшающие; - модификационные. |
2. |
Предметное содержание |
- идеальные (виртуальные); - процессуальные (производственные, коммерческие); - ресурсные; - предметные; - товарные; - технические; - информационные; - управленческие; - экономические; - социальные; - правовые; - экологические. |
3. |
Диверсификация |
- связанные; - несвязанные; - смешанные. |
4. |
Направленность |
- прибыльные; - неприбыльные; - защитные; - наступательные; - созидательные; - разрушительные. |
5. |
Уровень разработки и распространения |
- мировые (метаинновации); - локальные; - государственные (макроинновации); - региональные; - сферные; - отраслевые; - корпоративные; - фирменные; - индивидуальные; - точечные. |
6. |
Происхождение |
- эндогенные (внутренние); - экзогенные (внешние). |
7. |
Период реализации |
- стратегические; - среднесрочные; - текущие (тактические). |