Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Методические основы разработки и внедрения организационных нововведений
В законе Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине» [15] определены правовые, экономические и организационные основы формирования целостной системы приоритетных направлений инновационной деятельности и их реализации в Украине. Целью закона является обеспечение инновационной модели развития экономики путем концентрации ресурсов государства на приоритетных направлениях научно-технического обновления производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Законом Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине» определены стратегические приоритетные направления инновационной деятельности на 2011-2021 года:
) освоение новых технологий транспортировки энергии, внедрение энергоэффективных, ресурсосберегающих технологий, освоения альтернативных источников энергии;
) освоение новых технологий высокотехнологичного развития транспортной системы, ракетно-космической отрасли, авиа- и судостроения, вооружения и военной техники;
) освоение новых технологий производства материалов, их обработки и соединения, создание индустрии наноматериалов и нанотехнологий;
) технологическое обновление и развитие агропромышленного комплекса;
) внедрение новых технологий и оборудования для качественного медицинского обслуживания, лечения, фармацевтики;
) широкое применение технологий более чистого производства и охраны окружающей среды;
) развитие современных информационных, коммуникационных технологий, робототехники [16, ст. 4].
Для широкого использования возможностей регионов необходимо разрабатывать собственные инновационные проекты, которые отвечали бы местным потребностям и международным стандартам.
Инновации локального уровня условно можно поделить на две части:
1) новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемых в производство;
) изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, которые внедряются повторно.
Если первые могут и не внедряться, то вторые являются обязательными для всех предприятий, которые хотят быть конкурентоспособными. Этим определяется актуальность проблемы управления инновациями практически для всех предприятий и организаций.
С понятием «нововведение» тесно связано понятие инновационного процесса, под которым понимается процесс подготовки и постепенного осуществления инновационных изменений. Л. Уайт представляет инновационный процесс на предприятии как последовательность пяти этапов, связывающих вход в виде инвестиций и рабочей силы с выходом (новая продукция, новый процесс):
) стимул - этап, на котором компания осознает необходимость осуществления изменений. При этом выдвигается или заимствуется новая идея, позволяющая проводить необходимые изменения;
) концепция - разработка плана действий по реализации идеи;
) предложение - представление плана реализации идеи руководству компании;
) принятие - принятие предлагаемого плана после его рассмотрения соответствующими специалистами;
) внедрение - проведение изменений, доведение идеи до рыночной продукции.
Таким образом, выше были проанализированы существующие подходы к проблеме инноваций, как на уровне понятийного аппарата, так и характеристики его содержания и особенностей. Нововведения на предприятии усложняются группой факторов, суть которых состоит в несовершенстве нормативно-законодательной базы. Также можно отметить, что до сих пор возникают дискуссии по поводу определения понятий «инновация» и «нововведение».