Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Роль внедрения нововведений на предприятии
В основе современной экономики лежит новая система ценностей, основанная на ускорении научно-технического прогресса и инновационной направленности хозяйственной деятельности. Уровень инновационности становится неотъемлемой характеристикой экономики XXI века, отличительными особенностями которой являются конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, и наличие рынка конкурирующих нововведений. В связи с этим каждой украинской компании необходимо направлять свою деятельность в область наукоемкого производства, осваивать новые технологии, позволяющие производить новые виды продукции более высокого качества с наименьшими затратами, совершенствовать оборудование и предметы труда, технологические процессы и формы организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта [30].
Нововведения оказывают двойственное влияние на динамику экономического роста: с одной стороны, открывают новые возможности для расширения экономики, с другой - делают невозможным продолжение этого расширения в традиционных направлениях. Согласно Й. Шумпетеру, инновация сопровождается созидательным разрушением экономической системы, обусловливая ее переход из одного состояния равновесия в другое [1, с. 45].
Г. Менш и А. Кляйнкнехт полагают, что ухудшение состояния фирмы порождает стимул к инновациям. И наоборот, когда дела фирмы процветают, у нее нет необходимости что-либо менять в уже отлаженном производстве. До тех пор, пока существующая продукция и технология приносят прибыль, склонность к инновациям невелика, поскольку инновационная деятельность всегда связана с риском. С точки зрения К. Фримена и Дж. Кларка, именно процветающая фирма, уверенная в перспективах расширения рынка и роста прибылей, проявляет повышенную инновационную активность.
Несмотря на сложное экономическое положение многих отечественных коммерческих организаций, в настоящее время проявляется тенденция к усилению их инновационной активности, особенно в области продуктовых и технологических инноваций, которые являются инструментом воздействия на весь хозяйственный процесс.
Внедрение продуктовых инноваций в основном выступает в качестве эффективного средства освоения новых видов товаров и услуг, установления выгодных цен, изменения доли рынка в свою пользу, что в конечном итоге позволяет увеличить объем продаж и укрепляет конкурентные преимущества предприятия. Технологическая инновация, в свою очередь, оказывает непосредственное воздействие на экономию издержек производства, увеличение производительности труда, снижение вредных отходов и способствует увеличению прибыли [13].
На современном этапе предприятия стремятся увеличить удельный вес новшеств, реализуемых в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в данной сфере деятельности и диктовать покупателям и конкурентам свои условия, а также определять стандарты в отрасли. Таким образом, инновационная сфера создает фундамент конкурентоспособности предприятий на мировом рынке в долгосрочной перспективе. В последние годы для большинства украинских промышленных предприятий конкуренция на внешнем рынке является причиной инновационной деятельности.