Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ системы принятия управленческих решений, стратегического управления и миссии организации
Отсутствие у предприятия формально закрепленных целей делает невозможным разработку механизма их реализации и критериев оценки степени достижения. В связи с этим на предприятии неформально реализуется стратегия «здравого смысла», которая не позволяет эффективно управлять крупным промышленным предприятием, имеющим несколько стратегических групп изделий.
Ориентация усилий менеджеров и руководства направлена в большей степени вовнутрь предприятия, что делает реакцию на рынок и потребителей крайне замедленной, снижая тем самым конкурентоспособность предприятия в целом.
Анализ внутренней среды
заставляет, прежде всего, обратить внимание на отсутствие гибкой системы оплаты труда. Её внедрение и разработка программы стимулирования персонала организации позволит:
) Сократить текучесть кадров и усилить их заинтересованность в результатах своего труда.
) Повысить производительности труда, в том числе за счет улучшения результатов в отдельных областях: сбыт, снабжение, производство, качество планирования и учета и т.д.
) Снизить неоправданные расходы на оплату труда, оптимизировать расходы на персонал с точки зрения отдачи на рубль вложений за счет привязки размера вознаграждения каждого работника к полезности его труда для предприятия.
) Снизить затраты на управление, экономию времени руководителей за счет ликвидации мелочной опеки и контроля деятельности подчиненных.
) Сохранить и развивать интеллектуальный потенциал предприятия, а также привлечь и заинтересовать молодых работников.
) Повысить управляемость, т.е. выполнение ставящихся перед сотрудниками задач и, в итоге, достижения целей, поставленных перед предприятием.
Анализ внутренней среды
позволяет также выявить отсутствие у предприятий стратегического подхода к управлению, что влечет за собой ряд существенных недостатков:
· Отсутствуют причинно-следственные связи между показателями финансово-хозяйственной деятельности и конечными стратегическими результатами, на которые предприятия ориентированы в долгосрочной перспективе;
· Генерация прибыли по продуктовым направлениям (стратегическим бизнес единицам, далее - СБЕ) существенно различается, у предприятия нет скоординированной политики по распределению ресурсов между ними.
В стратегическом анализе
используется ряд аналитических методов и моделей, которые могут быть полезными при проведении анализа внешней и внутренней среды предприятия, принятии стратегических решений.
Наиболее известны из них методы SWOT и PEST-анализа, двухмерная матрица Ансоффа, трехмерная схема Абеля, матрицы портфельного анализа Бостонской консультационной группы (БКГ) и консультационной фирмы МсКinсеу. В нашем случае предпочтительным является SWOT-анализ.
Сильными сторонами предприятия являются хорошее расположение, квалифицированный персонал, развитая система прямых длительных хозяйственных связей, оказание дополнительных услуг.
Наиболее существенно слабыми сторонами у ЗАО «Балтстроймонтаж» являются: обязанность лицензирования строительных организаций; негибкая система оплаты труда; затруднения в планировании.
Самые существенные угрозы: рост цен на энергоносители, возможности появления конкурентов, снижение у них цен.
Возможности: небольшое число фирм специализирующихся на строительстве коммуникаций, перспективное развитие отрасли.
Таблица 2.6 - SWOT анализ ЗАО «Балтстроймонтаж»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Расположение в черте города 2. Квалифицированные специалисты 3. Наличие дополнительных услуг 4. Наличие прямых связей с поставщиками сырья и с потребителями 5. Выполнение функций ген. Подрядчика 6. Реализация программ федерального уровня, гос. заказов 7. Хорошая репутация среди клиентов, отсутствие жалоб 8. Качественное и надежное выполнение работ 9. Развитие направления по техническому обслуживанию и ремонту построенных объектов |
1) Отсутствие системы стратегического планирования и управления, отсутствие программы развития. 2) Не отлажена система финансового и управленческого учета 3) Не проводится работа в области продвижения, рекламы, ПР деятельности. 4) Нет кадровой работы в организации, нет понятия, что такое корпоративная культура, не разработана эффективная система мотивации персонала |
Возможности |
Угрозы |
1) Поддержка администраций, муниципальных образований благодаря налаженным связям генерального директора 2) Растущий рынок строительных услуг |
1) Рост цен на энергоносители и ГСМ 2) Усиливающаяся конкуренция на рынке 3) В связи с миграцией населении из Средней Азии, появляется дешевая рабочая сила и демпинговые предложения на строительные услуги 4) Экономический кризис |