Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Организация управления технологическим развитием предприятия
Важнейшим фактором успеха каждой компании становится стратегическое управление технологическим развитием, или, другими словами, технологический менеджмент.
Ориентация на передовую технологию является ключом к успеху на рынках, которые с нетерпением ожидают существенного прогресса в характеристиках продукта и готовы платить за это высокую цену. В частности, такое всегда имело место на рынке вооружений. С наступлением эры приоритета здоровья и долголетия на передовые технологии стала ориентироваться фармацевтическая промышленность. Затем это перешло в отрасли, связанные с обработкой данных, коммуникациями и т.д.
Важно, что в 60-х годах, когда рынок стал более сложным и динамичным, перечисленные альтернативные однофункциональные ориентации фирм перестали отвечать требованиям рыночной среды и стали сближаться, образуя многофункциональную стратегическую ориентацию.
В этих условиях одним из наиболее важных факторов, определяющих успех фирмы, является осуществляемая руководством фирмы функция управления ее технологическим развитием, стратегическое управление технологией, или, что то же самое, технологический менеджмент.
Технологический менеджмент - наука управления, связывающая технические и управленческие дисциплины для оптимального достижения стратегических и тактических целей организации, планирования, разработки и коммерциализации разработок.
Технологический менеджмент - это:
· ключ для организаций, решивших «создать себя заново» (свои продукты и свой бизнес);
· основа технологического предпринимательства - создания новых эффективных высокотехнологичных предприятий и производств;
· двигатель развитая науки и технологии.
Ключевыми моментами технологического менеджмента являются: выявление и коммерческая оценка технологических возможностей; управление исследованиями и разработками; интеграция технологии в общую деятельность компании; стратегическое управление интеллектуальной собственностью; поддержание конкурентоспособности, продвижение на рынок новых продуктов; управление текущими и радикальными инновациями.
К вопросам технологического менеджмента относятся: управление жизненным циклом продукта и ассортиментом продукции, в том числе управление процессами замены устаревших технологий и оборудования; формирование инновационной культуры персонала; управление качеством выпускаемой продукции; управление интеллектуальной собственностью и многое другое.
В целом эффективное управление технологиями должно объединять перспективы создания новой технологии и перспективы спроса на нее. Технология рассматривается как важнейшее средство создания и поддержания конкурентного преимущества, что поднимает ее до уровня стратегического капитала, которым нужно грамотно управлять на всех этажах руководства компании. При этом не только формальные НИОКР, но и любая деятельность фирмы, включая стратегическое планирование, маркетинг, сбыт, производство, кадры, финансирование, может рассматриваться как использование технологий, которые способны увеличить конкурентоспособность фирмы. Стратегический технологический менеджмент не ограничивается рамками hi-tech отраслей с быстрым технологическим развитием. При широком взгляде на технологии и производство никаких «низких» технологий не существует.
Понятно, что такие важные элементы стратегического технологического менеджмента, как прогнозирование развития технологий, объединение НИОКР с общей стратегией фирмы, включение развития технологий в бизнес-план фирмы актуальны для стратегии управления предприятием любого масштаба. Соответствующие подходы имеют ценность для малой технологической фирмы, крупного научно-производственного предприятия, научного учреждения, инвестиционного учреждения, которое ориентируется на прямые инвестиции в экономику. Именно стратегическое управление изменяющейся технологической средой должно стать залогом длительного успеха всех производственных фирм, а не только тех, что связаны с наукоемкими продуктами. Это обеспечит в следующем тысячелетии успех экономики России в целом.
Содержание понятия «деятельность менеджера» существенно отличается от первоначального и до сих пор общеупотребительного значения - управляющего, агента, маклера. В современных условиях менеджер должен быть, прежде всего, организатором инновационного процесса, менеджером инновационной деятельности.
Менеджера инновационной деятельности можно считать:
· изобретателем, который преодолевает препятствия, связанные с использованием изобретения;
· предпринимателем, который пользуется монополией на результаты умственного труда, предоставленной ему благодаря приобретению патента, берется за реализацию чужой идеи, инициирует ее практическое осуществление;