Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Организация управления технологическим развитием предприятия
· активным консультантом, который ориентирует общественное мнение на применение нововведения.
Менеджер инновационной деятельности - это тот, кто способен решать необычную, ранее не встречающуюся экономическую или техническую, или организационную проблему.
В сложной организации, представляющей собой общественную систему, в запутанной ткани субъективных процессов принятия решений должен присутствовать некто, выражающий общее стремление к сохранению функциональной системы. Но этот некто не должен навязывать системе принесенное извне решение, наводить железной рукой порядок в хаосе, а должен найти единомышленников, чтобы выработать согласованные действия, ведущие к общей цели.
Менеджер инновационной деятельности - не начальник в традиционном смысле этого слова, а равный среди партнеров. Вместе с тем он выступает как бы катализатором совместной деятельности, ведет поиски цели, приводит в движение тех, кто идентифицирует себя с этой целью и благодаря общей стратегии, а в случае необходимости - путем изменения стратегии сплачивается в поиске и реализации решения проблемы.
Развитие инновационного технологического бизнеса имеет принципиальное значение для реализации огромного научно-технического потенциала, который накоплен в России и в странах СНГ, однако не используется в силу не только объективных причин, но чаще всего из-за неподготовленности российских разработчиков к выведению на рынок новой продукции.
Появившийся опыт коммерческой деятельности тоже не в полной мере помогает в силу специфики инновационного предпринимательства. В отличие от приемов работы со сложившимся «зрелым» товаром, бизнес с новым продуктом, имеющим лучшие потребительские свойства, связан не только с экономическими (искать и осваивать новый рынок), но и с технологическими аспектами управления (развивать и совершенствовать саму продукцию под потребности рынка). Это вызывает необходимость в особой нормативно-правовой базе и механизмах финансирования, а также в специальной инфраструктуре поддержки и обеспечения.
И тогда мы снова возвращаемся к изначальной проблеме - где взять должное количество управленцев, которые приведут инновационные предприятия к успеху? К счастью, проблема реализации научного потенциала, получившая название коммерциализации науки и технологий - проблема международная. Стремление к сокращению цикла создания и ускорению продвижения нового продукта на рынок заставляет отводить существенную роль исследованию рынка, научно-техническим прогнозам, трансферу технологий.
Важность обучения технологическому менеджменту в настоящее время становится все более ясной для развитых стран. В силу этого создаются специальные программы по технологическому менеджменту в ведущих университетах мира, хотя надо отметить, что и в развитых странах не так много учебных заведений, которые уже начали у себя такие программы.
Развитие рыночной экономики делают эту специальность и программу очень актуальной, так как реализация прогрессивных технологий является решающим фактором успеха кампаний, особенно частных, эффективности государственных программ и процветания национальной экономики.
В условиях прогнозируемого увеличения инвестиционной активности в России виден серьезный дефицит (почти полное отсутствие) специалистов, способных: управлять инвестиционными проектами, обеспечить эффективное продвижение на рынок нового технологического продукта, возглавить инновационные фирмы.
Нереализованные запасы передовых технологических разработок в России насчитывают десятки тысяч. Для их успешного продвижения на российские и зарубежные рынки нужны сотни тысяч специалистов в области технологического менеджмента. По самым скромным подсчетам менеджеров инновационной деятельности нужно сегодня России никак не меньше 200 тыс. человек. (Сегодняшние российские парадоксы - нехватка специалистов при колоссальной безработице).
Россия, чтобы занять достойные позиции в мире, должна будет в самое ближайшее время, выбрать приоритеты прорыва и, опираясь, прежде всего, на собственные разработки, совершить этот рывок.
Но для этого сегодня должны быть подготовлены те, кто будет осуществлять этот рывок - современные российские менеджеры, широко и хорошо образованные, способные выдержать все ужесточающуюся конкуренцию в мире.
Успешная работа этих людей - залог того, что Россия преодолеет сегодняшний глубочайший кризис, а в обществе появится слой людей достойно, наконец-то, заработавших большие состояния.
Несмотря на большое количество государственных и негосударственных образовательных учреждений, ведущих подготовку менеджеров по всему спектру делового образования, имеются большие проблемы обеспечения высокоэффективной подготовки специалистов для инновационной деятельности на всей территории России.