Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Организация управления технологическим развитием предприятия
Функционирование системы подготовки кадров для научно-технической сферы должно базироваться на следующих методологических принципах:
· модульная схема построения системы и образовательных программ;
· непрерывное обновление учебного процесса, отображающее изменение ситуации на рынке с появлением новых технологий;
· формирование устойчивых навыков практической реализации инновационных проектов;
· адекватность международным образовательным стандартам.
Хотя инновационная деятельность в научно-технической и промышленной сферах пока недостаточно регламентирована действующими нормативными актами, бурно развивающаяся практика вызывает растущий интерес участников инновационной деятельности к уточнению и упорядочению задач персонала, содержанию его обучения и путям развития кадрового потенциала инновационных организаций.
Инновационный процесс представляет собой единый поток. Его отдельные стадии - научная разработка технической идеи, новой технологии, доведение ее до промышленного использования, получение нового продукта, его коммерциализация - значительно различаются по организации труда, методам управления и финансирования и т. д. Но тем не менее эти стадии взаимнообусловлены и обеспечивают успех инновационного процесса при интеграции их в единое целое.
Совершенствование инновационного механизма на отдельной стадии не обязательно повышает результативность процесса в целом. Если ценные фундаментальные идеи не используются для разработки новых технологических процессов, а новые технологии не превращаются в товары общественного спроса или находят лишь очень узкое применение в локальных сферах, то потенциал данного направления НТП практически не реализуется для потребительского спроса. Пионерные результаты на отдельных стадиях утрачивают свою ценность на других и мало способствуют совершенствованию всего общественного производства.
По этой причине для обеспечения эффективности инновационного процесса в целом первостепенное значение имеют такие формы его организации, при которых результат каждой стадии мог бы служить основой для поступательного движения на следующей. Особую важность приобретает стыковка стадий, обеспечивающая непрерывность, гибкость и динамизм всего процесса.
Общее ускорение научно-технического прогресса требует быстрой разработки и внедрения новшества в качестве защиты от морального старения. Эти же обстоятельства требуют разработки научной идеи, новой технологии в различных направлениях для наиболее рационального и перспективного решения, для получения производственных методов или продуктов, пригодных для использования в разных отраслях.
Таким образом, механизм интонационного процесса будет эффективным тогда, когда обеспечит интеграцию всех его стадий, скорость разработки новшеств, быстрое их внедрение и распределение на другие сферы общественного производства.
Развитые капиталистические страны за последние 10-15 лет накопили значительный опыт организации инновационного процесса. Прежде всего следует отметить множественность тех путей и форм, с помощью которых достигается интеграция стадий, диффузия изобретений, их коммерциализация и т. п.
Когда речь идет об инновационном процессе, возникает вопрос о его главных носителях, о хозяйствующих субъектах, которые осуществляют реальное обновление производства. Своеобразие экономического развития капиталистической экономики в последние годы выдвинуло на передний план в научно-техническом прогрессе мелкие капиталы, индивидуальных инициаторов
Отдельные модели инновационного процесса применимы и результативны в различных ситуациях с учетом национальных особенностей, степени общего экономического развития, положения страны в мировом хозяйстве. Но общей чертой является особая роль творческого человека, поставленного в центр научно-технического обновления, а также способы взаимодействии людей. Превращение современного производства вместе с его предварительными стадиями - научными исследованиями, конструированием - в единый поток раздвигает рамки кооперации труда за границей непосредственного производства. Характер взаимодействия людей, участвующих в научных разработках и их внедрении в производство - важнейшее условие эффективности всей системы.
По существу модели инновационного процесса различаются (если иметь ввиду организационную сторону дела) тем, как задействован творческий потенциал человека, какими способами и на каких принципах создается коллектив людей, занятых в сфере научно-технического прогресса.