Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ факторов внешнего и внутреннего окружения
анализ - инструмент анализа дальнего окружения, позволяющий выявлять возможности и угрозы по отношению к анализируемому объекту (предприятию, проекту, направлению деятельности) с точки зрения поставленной цели. При использовании STEEP-анализа значимые факторы и явления дальнего окружения разделяются на пять категорий:(Cоциальные) факторы,(Технологические) факторы,(Экономические) факторы,(Экологические) факторы,(Политические) факторы.
Под дальним окружением здесь понимается макроокружение, характерное тем, что анализируемый объект не может влиять на него и управлять им. Рассмотрим внешние факторы с помощью STEEP - анализа влияющие на деятельность нашего предприятия, и дадим им оценку в соответствии со шкалой:
………………….…….0…………….…….…… +9
- сильное отрицательное влияние
+9 - сильное положительное влияние
Таблица 1. Анализ факторов внешнего окружения
Факторы |
Степень влияния |
Анализ |
Критический синтез (что нужно сделать) |
1. Социальные. | |||
Повышение социальной нестабильности Снижение качества технического образования в регионе |
-7 -5 |
Сокращается число потенциальных рабочих и специалистов предлагающих себя на рынке труда. Общая нестабильность и перебои в работе всех социальных институтов Приходящие на предприятие выпускники технических вузов не отвечают требованиям своей инженерной специальности и не могут в полной мере выполнять положенные им функции |
Ввести систему мотивации для персонала. Разработать систему гарантий и социальных льгот для персонала. Всячески пытаться удержать коллектив от волнений и нарушений трудовой дисциплины. Организация курсов повышения квалификации для молодых сотрудников, или учебы без отрыва от производства. Работа со студентами 4-5 курсов ВУЗов (введение в специальность, организация профильных групп и т.д.) Поиск сотрудников в регионах с более высоким уровнем образования |
2. Технологические. Появление на рынке нового производственного оборудования Появление новых материалов |
+/-7 +5 |
Возможность повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Возможность снижения расхода материалов. Экономия ресурсов. Повышение качества продукции. |
Поиск на рынке необходимого оборудования с его дальнейшей покупкой, установкой и вводом в рабочий процесс. Использование передовых технологий на производстве дает фирме существенное преимущество перед организациями не внедряющими его. Использование на производстве высокотехнологичных материалов. |
2. Экономические. Повышение уровня инфляции Снижение темпов экономического развития в регионе |
-3 - 9 |
Обесценивание финансовых накоплений и сбережений. Общее снижение темпов развития Снижение уровня «привлекательности» для инвестирования. Уменьшение доходов. Потеря клиентов и заказов |
Политика экономии ресурсов и средств (ресурсосберегающие технологии т.д.) Вложение свободных средств, с целью недопущения их обесценивания Экономия средств. Расширение ассортимента выпускаемой продукции, поиск новых рынков сбыта и клиентов (в других регионах) |
4. Конкуренция Появление новых участников на рынке Подорожание ресурсов 4. Рынок Расширение рынка Появление новых поставщиков |
-7 -5 -5 +3 |
Уменьшение доли рынка, потеря клиентов Повышение стоимости готовой продукции ведет к потере клиентов Постоянный выход на рынок новых участников ведет к необходимости постоянного обновления предлагаемой продукции и подтверждению собственных претензий на его (рынка) долю Политика либерализации и развитие НТП отрасли ведет к увеличению числа высокотехнологичных предлагаемых на рынке сырья, полуфабрикатов и материалов, а значит и числа участников рынка |
Расширение номенклатуры производства, выход на новые рынки, поиск новых клиентов Экономия ресурсов и материалов (применение ресурсосберегающих и безотходных технологий и т.д.) Поиск новых поставщиков сырья Регулярный мониторинг рынка. Работа с постоянными клиентами. Поддержание собственной деловой репутации. Расширение производства. Анализ рынка. Поиск и сравнение как можно большего числа предложений. Делать ставку на высокотехнологичные и передовые технологии и материалы (вплоть до пересмотра конструкционных и технических особенностей производства) |
5. Экологические Увеличение штрафов и выплат за экологические нарушения Появление на рынке передового природоохранного оборудования 6. Политические Либерализация рынка оборудования и комплектующих для нефтедобычи Изменение политики государственной поддержки отрасли |
-3 +3 +3 +/-5 |
Регулярные выбросы загрязняющих веществ влекут за собой высокие денежные расходы Политика государства в области природоохранной деятельности способствует разработке и появлению на рынке все более новых и экономичных «зеленых» технологий Усиление конкуренции на рынке ведет к повышению качества продукции и услуг (борьба за клиента) Поскольку государство играет значительную роль в области нефтедобычи и переработки изменение государственной политики может существенно влиять на деятельность организации |
Устанавливать очистные сооружения, внедрять безотходное производство Регулярный мониторинг рынка. Поиск и внедрение самых новых очистных сооружений. Активная пропаганда данного внедрения в СМИ (создание образа организации заботящейся об окружающей среде) Повышение расходов на рекламу и PR. Модернизация производства, повышение качества продукции. Мониторинг действующего законодательства и его изменений. Своевременное и адекватное реагирование на эти изменения и внесение корректив в программу деятельности предприятия. |