Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Конфликты и их последствия в ООО «Спецтранс»
Для анализа конфликтных ситуаций и их последствий рассмотрим конфликт в ООО «Спецтранс», произошедший между мной - Соколовой Кристиной Александровной и Риваненковой Людмилой Николаевной. Между двумя указанными сотрудниками существуют достаточно напряженные отношения, которые сопровождаются частыми конфликтами в открытой форме. Рассмотрим один из них.
Ситуация: В июле 2012 г. в штатное расписание ООО «Спецтранс» была введена должность специалиста документационного обеспечения и была принята сотрудница на новую должность. Функциональные обязанности специалиста документационного обеспечения во многом схожи с обязанностями секретаря. Именно нечеткое разграничение некоторых должностных обязанностей между секретарем и специалистом документационного обеспечения и привело к зарождению конфликта.
В обязанности секретаря входит отправка почтовой корреспонденции генерального директора. На специалиста документационного обеспечения также возложены обязанности по отправке почтовой корреспонденции. Специалист документационного обеспечения периодически приносит секретарю корреспонденцию со всех отделов для отправки. Однако, секретарь отказывается принимать ее, так как считает, что в ее обязанности входит отправка только корреспонденции, поступающей от генерального директора.
Разберем конфликтную ситуацию на отдельные составляющие. Для начала определим стороны конфликта:
1. Секретарь - Соколова Кристина Александровна
. Специалист документационного обеспечения - Риваненкова Людмила Николаевна.
Активной поддержки со стороны коллег ни у кого из них не было.
Границы конфликта:
. пространственные - помещение приемной комнаты генерального директора, где находится рабочее место секретаря;
. временные - конфликт длился два месяца: возник с момента, когда специалист документационного обеспечения принесла для отправки секретарю письма из отдела бухгалтерии. В тот момент, специалист документационного обеспечения узнала, что почтовую корреспонденцию отделов фирмы секретарь не отправляет. Также можно
предположить, что предпосылки конфликта таились в характере специалиста документационного обеспечения (как латентная стадия конфликта), а описанная ситуация стала лишь поводом к открытому противостоянию;
.внутрисистемные:
Соколова К.А. и Риваненкова Л.Н. связаны только деловыми отношениями, у Риваненковой Л.Н. личная неприязнь к Соколовой К.А.;
Соколова К.А. - человек спокойный, неконфликтный, к тому же она в хороших рабочих отношениях с коллегами;
Риваненкова Л.Н. - новый человек в коллективе, работает три месяца.
Зона конфликта: система правил отправки почтовой корреспонденции,
принятая в ООО «Спецтранс». Каждая из сторон считает себя правой. Риваненкова Л.Н. пытается «перевернуть» ситуацию, действя с помощью внушения своей точки зрения.
Повод: Риваненкова Л.Н. подала документы для отправки почтовой корреспонденцией, не уточнив правила отправки писем, принятые в организации.
Источник конфликта: Риваненкова Л.Н. - конфликтный человек. У нее собственные представления о правилах, обязанностях других и своих правах. И эти представления отчасти поддерживаются должностной инструкцией специалиста документационного обеспечения.
Инициатор конфликта: Риваненкова Л.Н.
Она первой начала конфликтные действия по отношению к сотруднице (разговор на повышенных тонах, не подобающий деловым отношениям).
Стратегии поведения: у Риваненковой Л.Н. была такая стратегия поведения, как подавление. Она ориентировалась в первую очередь на свои интересы, пренебрегая интересами сотрудницы. Хорошие отношения с коллегами не были ее целью. Поэтому свою стратегию поведения она построила на игнорировании мнения и аргументов Соколовой К.А. И продолжать поручать Соколовой К.А. отправку почтовой корреспонденции.
У Соколовой К.А. была такая стратегия поведения, как избегание, уход. Ей вовсе не хочется портить деловые отношения с коллегой, но и отступаться от своей позиции она не намерена. В своих аргументах она ссылается на свою должностную инструкцию. Поэтому Соколова К.А. решила, что на все просьбы сотрудницы об отправке почтовой корреспонденции, она будет давать мотивированный отказ.
Объективные факторы:
существующая система подчинения на предприятии;
практика деловых отношений, принятых на предприятии, при которых позволителен выход сотрудника за рамки деловых отношений и переход на уровень бытовой;