Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Основные этапы по совершенствованию системы обучения сотрудников банковской сферы
В зависимости от размеров организации работа в сфере обучения персонала может быть построена по-разному. В крупных организациях обычно имеются специализированные подразделения, занимающиеся обучением персонала. В штатах этих подразделений могут работать как методисты, так и преподаватели. В небольших фирмах эта работа может выполняться в рамках традиционного отдела кадров.
То, как предприятие относится к вопросу комплектования штатами отдела обучения, многое может сказать о том, какое место в ней отводится обучению персонала. Хорошим выбором для назначения на должность руководителя отдела обучения является пользующийся уважением сотрудник, занимавший ранее должность линейного руководителя в каком-либо производственном подразделении и проработавший какое-то время в отделе обучения.
В работе по обучению персонала могут быть выделены следующие основные направления: [7, с.418-420]
Постановка целей обучения.
Определение потребности в обучении.
Определение содержания и форм обучения.
Выбор или подготовка преподавателей.
Проведение подготовительных мероприятий.
Проведение обучения.
Оценка эффективности обучения.
. Постановка целей обучения. Будет ли обучение продуктивным или бесполезным, зависит от того, сможет ли организация увязать обучение со своей стратегией и целями. Обучение работников, не увязанное с целями организации, рискует превратиться в пустую трату времени и денег. Кроме того, и сами работники меньше ценят обучение, результаты которого они не могут использовать в своей работе.
Цели, преследуемые при обучении персонала, должны соотноситься со стратегическими целями организации. Среди основных целей обучения, а также развития персонала, обычно выделяют следующие: [10, с.134-135]
Информирование о целях, задачах, стратегии и политике организации.
Формирование у обучающихся ценностей и установок, поддерживающих стратегию и цели организации.
Достижение более высокого уровня производительности и качества труда персонала.
Приобретение слушателями знаний и навыков, способствующих повышению уровня их профессиональной квалификации.
Повышения уровня трудовой мотивации персонала.
Повышение уровня приверженности работников своей организации и развитие взаимопонимания между персоналом и руководством.
Без четкого определения корпоративных целей обучение теряет свою направленность и осмысленность. Распространенная ошибка, которую многие компании совершают при составлении программы обучения, - организация обучения по программам, которые пользуются популярностью у слушателей, но которые не связаны напрямую с работой и целями организации, например: [31, с.105-106]
Описание цели обучения через содержание знаний и умений. Например: «Цель занятия - изучить понятие бизнес-плана, его структуру, источники и методы, используемые при его составлении».
Описание цели обучения через деятельность преподавателя. Например: «Цель занятия - ознакомить слушателей с понятием бизнес-плана…».
Описание цели обучения через учебную работу участников. Например: «Обучающиеся усвоят понятие бизнес-плана…».
Обучение здесь является приятной, но не обходимой добавкой к профессиональной деятельности.
Цели обучения персонала могут существенно варьировать в зависимости от таких переменных, как интересы организации, содержание профессиональной деятельности слушателей, финансовое обеспечение работы в сфере обучения персонала и т.д. Цели обучения и развития персонала могут также изменяться со временем, при изменении рыночной ситуации, стратегии организации или других факторов. Это требует постоянной и внимательной работы в направлении увязывания обучения с потребностями организации.