Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Управление адаптацией персонала
Основные этапы процесса адаптации.
) начало процесса адаптации - после принятия окончательного решения о приеме кандидата на работу. В его рамках происходит согласование интересов организации и сотрудника. Назначается время, оптимальное для оформления кадровой документации;
) оформление кадровой документации - кандидат в заранее установленное время приходит для осуществления формального закрепления его статуса в качестве сотрудника. На этом этапе человек становится членом организации с формально закрепленным статусом, т.е. вступает в трудовые отношения с организацией, итогом данного этапа управления трудовой адаптации является юридическое закрепление трудовых отношений:
) согласование с непосредственным руководителем времени выхода на работу;
) выход на работу;
) ознакомление с деятельностью организации и должностью. Менеджер по персоналу знакомит новичка с основными подразделениями предприятия, документацией, регулирующей деятельность работника и др.
) знакомство с коллегами;
) проведение промежуточного контроля процесса адаптации нового сотрудника и при необходимости - корректировка;
) оценка конечных результатов и их использование в дальнейшей деятельности.
Оценка того, как прошла адаптация осуществляется менеджером по персоналу по следующим направлениям:
) трудовая деятельность нового сотрудника становится для него закономерной, нормальной, а именно снижение нервозности, неуверенности в себе;
) получение новым сотрудником необходимого объема знаний и умений для выполнения эффективных трудовых обязанностей;
) соответствие нового сотрудника всем установленным в организации правилам и нормам поведения;
) мотивирование нового сотрудника к профессиональному и личностному росту;
) чувство морального удовлетворения от выполнения сотрудником трудовой деятельности;
) полная ассимиляция нового сотрудника с коллективом, т.е. нормальные отношения со всеми сотрудниками.
4. Обучение персонала.
На предприятии имеется специально разработанная программа по обучению персонала и повышению квалификации.
Менеджер по обучению персонала проводит с новичками вводный курс обучения, знакомит с должностной инструкцией, затем за работником закрепляется непосредственный руководитель, который помогает ему в работе первые три месяца.
Должностная инструкция является основным документом, регулирующим деятельность работников. Анализ должностной инструкции и фактического круга прав и обязанностей работников позволяет сделать вывод о полном соответствии данного документа фактическому положению. При поступлении на работу каждый работник в обязательном порядке должен быть ознакомлен с должностной инструкцией, за это отвечает менеджер по обучению.
По окончании испытательного срока работник сдает экзамен по специально разработанному методическому пособию. На основе результатов данного экзамена решается вопрос о повышении, прекращении договора найма, либо продолжении работы в данной должности. В дальнейшем работник проходит переэкзаменовку не чаще, чем раз в полгода. Также о проведении экзамена досрочно может попросить непосредственный руководитель, если есть необходимость в перемещении работника на другую должность.
Основной формой обучения является обучение на рабочем месте. По видам проведения обучения можно выделить:
ознакомительное обучение для новых работников;
текущее обучение для сотрудников компании.
Ознакомительное обучение для новых работников включает лекции по специфике работы предприятия и общее знакомство с самим предприятием (будущим руководителем, коллегами).
Текущее обучение для сотрудников компании проводится в следующих формах:
1. занятия в форме «вопрос-ответ»;