Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Практическая реализация механизмов управления персоналом в учреждениях культуры на примере ЦБ г. Пушкин
культура кадровый персонал управление
В данной главе представлена программа развития кадровой работы в ЦБ г. Пушкина (Ленинградская область).
Первый этап: Аккумуляция имеющегося опыта работы, его аналитическое осмысление.
ЦБ имеет достаточно емкий опыт работы по такому важному аспекту, как работа с кадрами. Данная программа охватывала временные рамки с 2007 г. по 2011 г., хотя эта работа и все предыдущие годы велась достаточно активно. Но с 2007 г. возникла система работы с кадрами, которая развивается и по сей день и включает в себя следующие параметры:
популяризация профессии библиотекаря;
работа по подготовке специалистов;
привлечение специалистов к управлению, стимулирование творческого процесса;
социальная защита коллектива.
Все направления развивались на основе анализа сложившейся ситуации. Толчком для развития некоторых служили кризисные и возникавшие проблемы, которые ставили перед нами экономические и социальные условия.
В настоящее время в ЦБ работает 146 специалистов. Анализируя изменения по образовательному уровню специалистов ЦБ и по стажу работы нужно отметить, что деятельность в области кадровой политики дала положительные результаты. Если в 2007 году в ЦБ работало 80 человек с библиотечным образованием и 64 человека с каким-либо другим, то в 2008 г. эти цифры изменились: с библиотечным образованием - 90 человек, с каким-либо другим - 56 человек. Причем, нужно учесть, что в 2007 г. из сотрудников, не имеющих библиотечного образования, обучались заочно в специальных учебных заведениях 21 человек, в 2008 г. - 28 человек.
Учитывая эти данные, необходимо усилить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и стимулировать получение специального образования. Этого можно достичь через определенную кадровую политику, чему и посвящена данная программа.
Второй этап. Популяризация профессии библиотекаря
Основная роль в работе по популяризации профессии библиотекаря отводится СМИ. Это тесные контакты с местным TV, радио, городской газетой, многотиражными изданиями. Наряду с материалами информационного плана, в СМИ идет освещение жизни библиотечных коллективов. Жители города ознакомлены с работой библиотеки, проведением библиотечных праздников.
Хороший эффект ЦБ получает от работы учебно-консультационных пунктов по профессии «Библиотекарь» (УПК) и шестимесячных курсов библиотекарей, организованных в 2009 году. УПК ориентированы на учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся по специально разработанной программе в течение 2-х лет. В этот период школьники изучают теорию и практику библиотечного дела, затем, после сдачи экзаменов, получают удостоверения.
По той же схеме работают и шестимесячные курсы библиотекарей, но ориентированы они уже на девушек, имеющих среднее образование и желающих работать по профессии «библиотекарь».
Особенности этой формы работы в том, что каждый учащийся пишет курсовую работу по заданной теме и защищает ее перед комиссией. Уровень этих работ достаточно высок и в организационно-методическом отеле создан фонд курсовых работ, которые используются в работе библиотеки.
Проведение Дня библиотек подробно освещается в СМИ, сотрудники получают поздравления от своих коллег, официальных лиц и друзей.
В коллективе ЦБ за многие годы сложилась своя и, довольно массивная, система повышения квалификации.
Система повышения квалификации работников ЦБ г. Пушкина приведена в таблице 1.
Таблица 1
Система повышения квалификации работников ЦБ
Руководители высшего звена |
Руководители среднего звена, специалисты |
Библиотекари стажисты |
Библиотекари начинающие |
Профессиональное чтение (издания ЦБ) | |||
Участие в конкурсах | |||
Командировки зарубежные, областные, городские | |||
Семинары, практикумы, конференции областные, городские, ЦБ | |||
" М А С Т Е Р - К Л А С С " | |||
Группа "Мозговой атаки" |
6-месячные курсы библиотекарей | ||
Группа "Резерв кадров" | |||
Совещание при директоре | |||
Совет при директоре |