Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Стратегия развития ОАО Сухой
Раз испытав полет, твои глаза
навечно будут устремлены в небо.
Однажды там побывав, на всю
жизнь ты обречен тосковать о нем.
Леонардо да Винчи
В настоящее время российская авиационная промышленность находится в достаточно сложной ситуации. На протяжении последних 15 лет спрос на строительство новых летательных аппаратов, как со стороны государственной авиации, так и со стороны многочисленных, но мелких частных российских авиакомпаний был предельно ограничен. Тем не менее, авиационная промышленность обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития. Безусловно, благотворительное развитие этой отрасли невозможно без продуманного стратегического планирования. Именно правильное стратегическое планирование, которое является актуальной проблемой предприятий данной отрасли, и рассмотрено в данной работе.
В данной курсовой работе рассмотрено предприятие, занимающееся производством одного из продуктов авиационной промышленности. Объектом исследования явилось ОАО "Компания "Сухой" - крупнейший российский авиационный холдинг с числом работников около 31 тыс. человек. В состав холдинга входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении - от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания. Продукция холдинга - боевые самолеты марки "Су" являются передовыми образцами мирового рынка вооружений и составляют основу фронтовой авиации России и тактической авиации многих стран мира. Компания - крупнейший российский поставщик авиационной техники на экспорт, занимает 3-е место в мире по объемам производства современных истребителей. В настоящее время Компанией реализуются перспективные программы в области военного и гражданского авиастроения.
Предметом исследования выступает разработка стратегии данного предприятия, которая позволила занять достойное место среди мировых производителей авиационной техники.
Цель исследования:
. Провести анализ внешней и внутренней среды предприятия.
. Разработать цели и стратегии развития предприятия.
. Оценить риски выбранных стратегий и разработать стратегические альтернативы.
. Расработать программы и процедуры реализации стратегии для обеспечения "выживания" предприятия и перспективы развития, сохранения высококвалифицированных кадров, предотвращения технологического распада производства, вытеснения с рынка иностранных производителей машин и оборудования.
Аналитическая часть
Описание предприятия
АХК Сухой - ведущая российская компания, занимающаяся разработкой, производством, маркетингом и послепродажным обслуживанием (ремонт и модернизация), включая поставку запасных частей и оборудования боевых и гражданских самолетов марки «Су» и «Бе».
Предприятия АХК Сухой разрабатывают и производят главным образом авиационную технику военного назначения. В настоящее время на вооружении российской армии и флота находятся самолеты типа Су-27, Су-24, Су-25 и самолеты палубной авиации Су-33. Боевые самолеты марки «Су» поставлялись в Индию, Китай, Ирак, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Германию, Сирию, Алжир, КНДР, Вьетнам, Афганистан, Йемен, Египет, Ливию, Иран, Перу, Анголу, Эфиопию. Всего по экспортным контрактам в зарубежные страны поставлено более 2 тысяч самолетов «Су».
В конце 80-х годов разработчиками АХК Сухой был осуществлен прорыв в области режимов сверхманевренности. Маневры типа «Кобра Пугачева», «Хук», «Кульбит» и другие, выполняемые на самолетах её марки, не воспроизводятся ни на одном зарубежном самолете.
С середины 90-х годов самолеты «Су» оснащаются двигателями с управляемым вектором тяги, разработанными в АО «А.Люлька - Сатурн». Это позволило расширить область освоенных режимов сверхманевренности, исключить проблемы сваливания и штопора.
В настоящее время главное направление деятельности корпорации в области военной авиации - модернизация ранее созданных самолетов в интересах МО России и инозаказчиков, работа по созданию перспективных боевых авиационных комплексов.
Корпорация продолжает работу по созданию спортивно-пилотажных самолетов. Семейство одно- и двухместных спортивных самолетов Су-26М, Су-29 и Су-31, на которых в международных соревнованиях получено более 180 медалей, будет расширяться.
Основными задачами АХК Сухой являются обеспечение ВВС России самой современной авиационной техникой для успешной реализации национальной военной доктрины, увеличение доли своей техники на внутреннем и внешнем рынках за счет перспективных разработок и диверсификации своей продукции.
Основными направлениями внешнеэкономической деятельности корпорации являются:
экспорт военной и гражданской авиатехники разработки и производства корпорации «Сухой», работ и услуг военного назначения;
экспорт товаров, работ и услуг двойного назначения (учебно-тренировочные самолеты, оборудование);
экспорт товаров, работ и услуг гражданского назначения (авиатехника и оборудование к ней, товары народного потребления).
Продуктивная полномасштабная внешнеэкономическая деятельность АХК Сухой строится на базе:
развитой научно-производственной базы, позволяющей создавать продукцию конкурентоспособную на внешнем рынке по всем показателям;
гибкой системы мобилизации интеллектуальных и материальных ресурсов для создания образцов авиатехники в полной мере соответствующих требованиям инозаказчика;
активной маркетинговой политики и четкой работы по выполнению взятых на себя обязательств.
Организация управления НИОКР и непосредственно производством в масштабах корпорации учитывает потребности внешних рынков и ориентирует разработчиков и производителей на создание образцов авиатехники наиболее полно отвечающих требованиям заказчиков.
В настоящее время АХК Сухой предлагает:
экспорт боевых, учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов и организацию их лицензионного производства за рубежом;
глубокую модернизацию ранее поставленных самолетов для улучшения их характеристик до уровня современных требований;
восстановление и ремонт ранее поставленных и выведенных из эксплуатации самолетов;
продажу лицензий и организацию лицензионного производства за рубежом военных и гражданских самолетов;
создание региональных центров технического обслуживания, мелкого и среднего ремонта и поставки запасных частей;
поставку запасных частей.
Интеграция разработчика и производителей самолетов марки «Су» отражает в целом объединительную тенденцию, явно обозначившуюся в последнее время в мировой аэрокосмической промышленности, и связанную прежде всего с обострением конкуренции на рынке авиационной техники, сокращением военных расходов и удорожанием НИОКР.
АХК «Сухой» имеет значительный потенциал:
возможность выполнения заказов иностранных партнеров, предъявляющих к поставщику техники требование единого исполнения всех обязательств по контракту,
возможность загрузки серийных заводов новыми заказами за счет перспективных разработок на базе объединения ресурсов;
экспорт самолетов Су-27, Су-25 и их модификаций;
производственные мощности серийных заводов;
научно-технический задел «ОКБ Сухого» и «ТАНТК им. Бериева»;
обширный парк самолетов «Су», находящийся в эксплуатации за рубежом, требующий технического сопровождения и модернизации.
АХК Сухой, как интегрированная структура, позволяет наиболее эффективно использовать свой экспортный потенциал, оцениваемый на ближайшие 5 лет в 8 миллиардов долларов.
АХК Сухой является мощной базой для формирования холдинга, объединяющего как военный, так и гражданский секторы авиационной техники вокруг базовых программ.
Тем самым, АХК Сухой является ядром консолидации авиационной промышленности России в XXI веке.
Структурная схема
.2 Характеристика отрасли
Когда-то Леонардо да Винчи, опередив на сотни лет свое время, нарисовал первые проекты летающих машин, с помощью которых, по задумке великого инженера, человек мог подняться в воздух и ощутить радость полета. Мог ли он думать в XV веке, что в международном аэропорту Рима, названным его именем, каждый день будут обслуживаться до 80000 пассажиров, с обыденной непринужденностью познавших “радость полета”, о которой грезил великий мастер Возрождения? Могли ли братья Райт предположить в 1903 году, что исторический 12-секундный полет их первого моторного самолета на 37 метров окажется меньше размаха крыльев гигантского Boeing 747?
Если авиации как таковой совсем недавно исполнилось 100 лет, то авиации гражданской и массовым воздушным перевозкам немногим более 50 лет. Впрочем, за это время число пассажиров, пользующихся магистральным авиатранспортом, перевалило за 2 млрд. в год и продолжает расти. Сама возможность авиаперелета сильно изменила мир, сократив расстояния и сблизив страны и людей.
Современное развитие авиационной промышленности в значительной степени определяется динамикой мирового экономического цикла. Ускорение экономического роста приводит к увеличению спроса на транспортные услуги, в частности, авиаперевозки и, следовательно, к росту спроса на воздушные суда. В последние десятилетия важным позитивным фактором для развития мирового авиапрома становится глобализация бизнеса, предъявляющая особые требования к количеству и качеству авиаперелетов, а также к направлениям авиарейсов. В настоящее время прослеживается влияние на отрасль таких обстоятельств, как рост цен на энергоносители и увеличение доли дешевых авиаперевозчиков, предъявляющих особые требования к техническим характеристикам самолетов. С начала 2000-х годов сильное негативное давление на мировую авиаиндустрию оказывает усиление террористической угрозы. Следствием терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года стало резкое снижение объема авиаперевозок, поставившее ряд авиакомпаний на грань банкротства. В конечном счете, резкие колебания экономической активности во второй половине 1990-ых - начале 2000-ых годов оказали значительное негативное влияние и на мировой авиапром. Удержать позиции на рынке смогли лишь наиболее крупные авиапроизводители.
Между тем, снижение объема авиаперевозок, наблюдавшееся на протяжении нескольких лет, было компенсировано резким ростом этого показателя в 2004 году - на 12% по сравнению с предыдущим годом. Однако уже в 2005 году увеличение авиаперевозок составило всего 2%. Снижение темпов роста в определенной степени было вызвано повышением стоимости энергоносителей, наблюдавшимся с конца 2004 года. Тем не менее, в первой половине 2006 года мировой объем воздушных перевозок вырос на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Соответственно, тенденция к снижению заказов на коммерческие авиалайнеры, отмеченная в период с 2001 по 2003 годы, начала меняться в 2004 году, а уже в 2005 году ведущие производители самолетов сообщили о рекордных объемах заказов. Впрочем, доля новых самолетов в мировом воздушном парке осталась ниже рекордных показателей, зафиксированных в 1991 и 1999 годах.
Доминирующее положение в мировом авиастроении в настоящее время занимают американский концерн Boeing и европейский Airbus. В любую секунду в небе обязательно находится самолет одного из этих производителей. Жесткая борьба заставляет компании адаптироваться к меняющимся условиям, развиваться и максимально использовать имеющийся у них инновационный потенциал. В итоге, Airbus и Boeing оторвались от ближайших преследователей на недостижимое расстояние.
В 50-ые годы прошлого века, когда в воздух поднялись первые реактивные пассажирские лайнеры, компания Boeing со своими самолетами 707-ой серии сразу же вышла в мировые лидеры отрасли, и в течение почти полусотни лет оставалась главным производителем коммерческих самолетов. Boeing 707 стал ответом на первый в мире советский реактивный авиалайнер Ту-104, английский De Havilland Comet и французский Sud Aviation Caravelle, которые появились на несколько лет раньше. Тем не менее, лайнер Boeing 707 по своим технико-эксплуатационным характеристикам сильно превосходил европейские и советские модели и очень быстро завоевал рынок. В последующие десятилетия благодаря моделям Boeing 737 и Boeing 747 американский производитель еще больше укрепил свое положение, оставаясь неоспоримым лидером мировой авиастроительной индустрии до конца 90-ых годов, когда американская компания столкнулась с сильным конкурентом в лице Airbus.
Созданный в 1970 году Airbus стал огромной корпорацией и основным конкурентом Boeing не в одночасье. Главным фактором успеха Airbus стало четкое определение своей ниши и конкурентных преимуществ: строительство широкофюзеляжных самолетов большой вместимости, - в то время как амбициозная компания Boeing гналась за сверхзвуком. На данный момент эти два производителя делят мировой рынок примерно поровну при крайне несущественной роли прочих компаний. У обеих компаний есть перспективные и выгодные разработки, достаточное количество заказов. При этом обе компании практически ушли с рынка малых самолетов вместимостью менее 100 пассажиров, оставив этот менее доходный сектор другим игрокам.
В настоящее время Boeing и Airbus поставляют на мировой рынок почти все дальне- и среднемагистральные самолеты, тогда как в сегменте региональных самолетов ведущие позиции занимают бразильская Embraer и канадская Bombardier.
При внимательном рассмотрении текущего состояния российского авиапрома перспективы выхода российских производителей авиатехники на мировой рынок кажутся не такими радужными, как хотелось бы. Российский авиапром находится сейчас в состоянии затянувшейся перестройки на современный лад. Критическим моментом для него стал распад Советского Союза. В советское время российская авиационная промышленность представляла собой ряд конструкторских бюро и авиационных заводов, объединенных под руководством Министерства авиационной промышленности. С развалом Союза нарушились производственные связи между предприятиями, которые были разбросаны по всем союзным республикам.
Дополнительным ударом для российских производителей стало падение спроса на авиаперевозки внутри страны и последовавшее за этим снижение количества заказов. Авиаперевозки в советское время были убыточными, а потому пользовались государственными дотациями. В начале 1990-х годов эти дотации были отменены, в результате чего цены на авиаперевозки резко выросли, а платежеспособный спрос на них - снизился. Для сравнения - в 1990 году объемы авиаперевозок составили 142 млн. пассажиров, а в 2005 году - лишь 35 млн.
После распада Советского Союза авиационная промышленность прошла процесс дезинтеграции, в результате которого на базе конструкторских бюро и авиационных предприятий был создан ряд отдельных компаний со сложной структурой собственности. Схематически структуру российской авиационной промышленности можно представить следующим образом. Разработкой новой и модернизацией старой авиатехники занимаются конструкторские бюро, имеющие производственные и научные связи с рядом авиапредприятий. Авиационные заводы в настоящее время по большей части акционированы, причем их контрольные пакеты акций находятся в собственности государства. Кроме того, два крупнейших авиапредприятия - РСК "МиГ" и Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова, находящиеся сейчас в федеральной собственности, - проходят подготовку к акционированию. В настоящее время они являются федеральными государственными унитарными предприятиями, а к апрелю 2007 года планируется преобразовать их в акционерные общества.
Среди ведущих производителей российской авиационной техники необходимо отметить Авиационную холдинговую компанию "Сухой", в состав которой входят ОАО "ОКБ Сухого", ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", Комсомольское-на-Амуре АПО имени Гагарина, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева, Новосибирское АПО имени Чкалова и корпорация "Иркут".
Основные показатели 2005г. |
Авиапром России |
Холдинг «Сухой» |
Количество занятых, тыс. чел. |
352 |
27,8 (7,9%) |
Выручка, млрд. рублей |
138,8 |
15,9 (11,5%) |
Выручка на одного работника, тыс. рублей |
394 |
573 (145%), в ОАО «ОКБ Сухого» 909 (231%) |
Средний возраст персонала, лет |
46 |
42,6 |
Средняя зарплата, тыс. рублей |
8,2 |
12,8 (156%) |
- РЕSТ-анализ
- Конкурентный анализ
- Структурированный анализ потенциала предприятия
- Корреляционная SWOT-матрица
- Разработка миссии предприятия
- Разработка целей и стратегий предприятия (дерево стратегий)
- Оценка рисков и разработка стратегических альтернатив
- Оценка выбранной стратегии и разработка программы ее реализации
- Программа реализации выбранной стратегии