Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Единое информационное пространство как основа стратегии взаимодействия компаний холдинга
· возможность в дальнейшем продать ИТ-компанию (или ее часть).
Задачи, для решения которых создаются ИТ-дочки, могут быть разными и зависят непосредственно от специфики холдинговой деятельности. Практика создания собственных ИТ-дочек крупнейшими российскими холдингами позволяет выявить следующие основные задачи.
Задачи, для решения которых холдинг создает ИТ-дочки:
· объединение всех компаний, входящих в холдинг, в единое информационное пространство на базе единых технических и программных решений (стандартов);
· улучшение координации по внедрению и обслуживанию информационных систем и приложений (ERP, EAM, CRM, SCM, PLM и др.), системы связи, АСУ ТП верхнего и нижнего уровня, КИПиА;
· техническая защита объектов и информационная безопасность;
· создание единой службы технической поддержки для всех подразделений компании;
· обеспечение технологического развития холдинга в области ИТ, за счет единой политики и стратегии;
· решение кадровых задач (так, оптимизация ИТ градообразующего предприятия помогает улучшить сервис работников и тем самым сохранить персонал).
Дочерние ИТ-компании создаются многими отечественными холдингами. Но для оценки эффективности этого процесса необходимо понимать, какие преимущества и недостатки он может принести материнской компании. Уже существующая многолетняя практика деятельности дочерних ИТ-компаний позволяет специалистам выделить их основные преимущества и недостатки в сравнении с внутренними ИТ-службами.
Служба заказчика как посредник при взаимодействии холдинга и дочерней ИТ-компании
При организации деятельности дочерней ИТ-компании появляется необходимость создания службы заказчика с целью отслеживания количественных и качественных характеристик предоставляемых услуг. При этом, как показывает практика крупных компаний, чтобы избежать разрастания службы заказчика, необходимо административное ограничение численности ее сотрудников в зависимости от размеров предприятия (но не более трех). Также является целесообразным перевод сотрудников АСУ ТП и КИПиА в службу заказчика.
Зачастую ИТ-услуги дублируются, и между внутренними департаментами появляется необходимость в регламентах, определяющих алгоритм действий данных структур в случае пересечения их сервисов. Эффективным решением этой задачи, по мнению представителей ИТ-служб крупных российских корпораций, может быть Управление уровнем обслуживания (Service Level Management - SLM), которое берет на себя решение следующих вопросов:
· согласование и документирование Соглашений об уровне обслуживания (Service Level Agreement - SLA) между ИТ-службой и бизнес-подразделениями;
· координация Соглашений об уровне оперативного взаимодействия внутри службы ИТ (Operational Level Agreement - OLA) и контрактов с внешними подрядчиками (Underpinning Contract - UC);
· анализ производительности и качества предоставляемых услуг;
· выполнение совместно с потребителями услуг инспекций и обсуждений предоставляемых услуг и т. п.
Преимущества |
Недостатки |
Повышение прозрачности расходов на ИТ (повышение капитализацию головной компании) |
Снижение контроля за ИТ-деятельностью |
Возможное сокращение ИТ-расходов всей компании |
Проблема во взаимопонимании руководства холдинга и ИТ-специалистов |
Повышение эффективности и уровня сервиса за счет конкуренции с другими ИТ-компаниями |
Направленность на клиента (дочерние общества), а не на головную компанию в области ИТ |
Внешние заказчики дают толчок к внедрению новых услуг и повышению качества работ |
Отсутствие четких правил взаимодействия со службой заказчика |
Переоценка внутренних ИТ-потребностей и их оптимизация |
Проблемы конфиденциальности информации и утечки данных |
Рост квалификации ИТ-пользователей, уменьшение немотивированных обращений в диспетчерскую службу |
Зачастую руководство холдингов рассматривает ИТ как источник несистемных требований и необоснованных претензий, не учитывая специфику деятельности ИТ-дочки |