Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Методы управления затратами: директ-костинг, абзорпшен-костинг
Управление затратами осуществляется путем совместной реализации совокупности функций управления. Для реализации этих функций в современной экономической науке разработаны разнообразные методы, приемы и способы. Применительно к затратам метод управления рассматривается как принятая последовательность действий, определяющая особенности реализации функций управления, позволяющей добиться поставленных при применении метода целей.
В управлении затратами крупных предприятий могут найти применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами. Основные методы управления затратами предприятия, а именно директ-костниг и абзорпшен-костинг, и их сущность представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сущность и условия применения метода
метод |
сущность метода |
условия применения метода |
Директ-костинг |
Постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли |
Разделение затрат на переменные и постоянные |
Абзорпшен-костинг |
В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные) |
Использование методов распределения накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции |
Как видно из таблицы главной особенностью директ-костинг является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».
Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также и незавершенное производство.
При применении метода директ-костинг схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержится, по крайней мере, 2 финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.
Отчет о доходах не обязательно должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет о доходах будет трех ступенчатым. В этом случае на первом этапе определяет производственные маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе как разность между производственными маржинальными и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по фирме. На третьем этапе - прибыль фирмы путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных расходов.
Важной особенностью директ-костинг является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами и прибылью.
Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Эту зависимость используют при анализе и принятии управленческих решений.
В отличии от директ-костинг метод абзорпшен-костинг предназначен для исчисления полных затрат. Он предполагает распределение всех затрат между реализованной продукцией и остатками продукции. При этом расходы подразделяются в зависимости от их функциональной роли на: производственные, реализованные и административные.