Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Методы управления затратами: директ-костинг, абзорпшен-костинг
По полученной из таблицы информации можно сделать выводы:
директ-костинг позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, т.к. разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий. Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка. Информация, получаемая при применении этого метода, позволяет находить наиболее выгодные комбинации цены и объема, проводить эффективную политику цен. В условиях рыночной экономики директ-костинг дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга. Этот прием применяется в периоды временного сокращения спроса на продукцию для завоевания рыка сбыта.
Однако организация управленческого учета по методу директ-костинга связана с рядом проблем, который вытекают из особенностей, присущих этой системе.
. Возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много. В основном расходы полупеременные, а значит, возникают трудности в их классификации. Кроме того, в различных условиях одни и те же расходы могут вести себя по-разному.
. Противники директ-костинга считают, что постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. Директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства.
. Ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям отечественного учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций.
. Необходимо в ценах, устанавливаемых на продукцию предприятия, обеспечивать покрытие всех издержек предприятия.
При использовании абзорпшен-костинга, в случае, когда менеджеры компании получают бонусы в зависимости от выполнения плана по прибыли, они в первую очередь заинтересованы в увеличении производства, не задумываясь о продажах. Так вот абзорпшен-костинг подходит для этого как нельзя лучше. При использовании абзорпшен-костинга способов увеличения прибыли 2: увеличение продаж или накопление запасов. Соответственно во втором случае компания не получает объективной картины соотношения затраты - прибыль.
С другой стороны собственно не все так плохо в абзорпшен-костинге. Одним из его преимуществ с чисто практической точки зрения является то, что в случае взятия его за основу управленческого учета, калькуляция себестоимости будет идентична бухгалтерскому учету. Следовательно, в этом случае функции по управленческому учету можно возложить на бухгалтера. Плюс, управленческий учет в этом случае можно будет прямо увязать с бухгалтерским (используя во многом те же первичные данные и то же программное обеспечение). Еще одним, прямо вытекающим отсюда преимуществом будет идентичность баз исчисления налогов. Таким образом, расчет конечного результата деятельности предприятия (с учетом всех налогов) будет более простым.
Кроме того, для нивелирования отрицательных эффектов, возникающих при абзорпшен-костинге, можно ввести дополнительный учет величины запасов готовой продукции, установив определенные лимиты и учитывая их при определении результатов работы предприятия (и работы менеджеров в том числе).
Применение данного метода позволяет сформировать полную себестоимость отдельных видов продукции, а также себестоимость незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе, рассчитать рентабельность отдельных видов продукции. Кроме того, показатель сформированной полной себестоимости применяется в ряде случаев в ценообразовании, когда цена на продукцию устанавливается по принципу «полные затраты плюс норма прибыли (процент рентабельности)», так называемый затратный метод формирования цены.