Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Бенчмаркинг в оценке конкурентоспособности предприятия
Бенчмаркинг - звучит красиво, но дословно на русский язык не переводится. Слово берет начало от английского "Benchmark" - "лучшая марка", отсюда можно сделать вывод о его значении. В свободном переводе бенчмаркинг звучит как "сравнивать себя" с лучшей маркой. Имеется в виду, что предприятие должно систематически сравнивать себя с лучшими достижениями других предприятий. Целью при этом является научиться путем сравнения находить самые эффективные практические подходы и методы и повышать эффективность работы собственного предприятия.
Бенчмаркинг может проводится по самым разным основаниям:
§ проблемы с определенным процессом,
§ частые рекламации клиентов
§ введение новой производственной линии
§ снижение издержек.
Какие бы причины ни двигали предприятием, за ними всегда стоят желание улучшения или реформирования процесса. Т.к. именно этим данный подход отличается от классических форм наблюдения за конкуренцией, таких как анализ конкуренции или исследование продукта. При бенчмаркинге исследуется не определенный продукт или ситуация, т.е. "что", а образ действий, т.е. "как" - путь достижения этого самого "что".
В сравнении с внутренними проектами по улучшению - пользу которых ни в коем случае нельзя зачеркивать - бенчмаркинг предоставляет преимущество, т.к. дает возможность придерживаться определенного направления, поскольку другое предприятие уже доказало, что этот процесс или образ действия функционирует успешно. То есть, этот метод дает преимущества не только руководству компанией, которое должно принять решение о введении нового метода, но и сотрудникам, у которых перед глазами появляется четкая цель: "мы хотим быть не хуже".
Если цели бенчмаркинга легко понятны и очевидны, то сам способ достаточно сложен. Поэтому далее мы будем рассматривать только наиболее важные этапы:
1. выбор объекта бенчмаркинга,
2. выбор партнеров по бенчмаркингу
. получение данных от партнера по бенчмаркингу
. сравнение с собственным предприятием
. внедрение потенциала улучшений.
1. Выбор объекта бенчмаркинга
В принципе можно подвергнуть бенчмаркингу любую часть предприятия, если "лучшая марка" поддается измерению как определенный стандарт качества. Но поскольку бенчмаркинг достаточно затратный метод, нужно очень тщательно выбирать предмет исследования, т.е. речь всегда должна идти о ключевых факторах успеха предприятия. К ним относятся процессы, характеристики, подходы, которые оказывают непосредственное влияние на успех предприятия.
Предмет исследования бенчмаркинга должен быть ключевым фактором успеха для предприятия.
Объект бенчмаркинга должен быть не только идентифицирован, но и описан. Только так возможно результативное сравнение с другим предприятием. Но при описании объекта бенчмаркинга в любом случае нужно выбирать измеримые критерии, которые делают возможным сопоставление с другим объектом, например:
§ Количество дефектов в данной производственной единице
§ Число задействованных функций
§ Время прохождения одного заказа
§ Количество задействованных лиц.
Объект бенчмаркинга должен быть описан на основе измеримых критериев, чтобы осуществить результативное сравнение.
Покажем на наглядном примере процесс одного бенчмаркинга:
Предприятие «Кэш-Финанс», поставляющее и обслуживающее банкоматы, постоянно получает рекламации от клиентов: "не дозвонишься" и "слишком медленно реагируете" - чаще всего называемые проблемы. Поскольку внутренние меры по улучшению не принесли успеха, руководство компании решило ввести бенчмаркинг, и сформировало для этого проектную команду.