Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Основы формирования и реализации системного подхода к управлению качеством продукции
Высокое качество продукции можно достичь только путём системного комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий.
Объективной необходимостью в условиях рыночных отношений становится внедрение на каждом предприятии единой функциональной системы управления качеством продукции. [21]
В общем виде эта система включает факторы, определяющие качество и условия полного использования каждого из них, технологию и систему машин, подготовку кадров, анализ, планирование, организацию производства и труда, меры материального стимулирования и управление системой.
Политика в области качества - это цели и задачи, направленные на достижение высокого качества товаров и услуг, сформулированные руководством предприятия. [18]
Политика в области качества задает направление развития организации. В этом документе руководство организации публично определяет основные приоритеты и ценностные ориентации, которых оно будет придерживаться в отношении всех своих заинтересованных сторон (потребителей, сотрудников, поставщиков, общества и пр.).
Управление качеством - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него (ГОСТ 15467-79). Управлять качеством - значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса). [11]
Управление качеством продукции, как это видно из истории его развития, это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений - это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством. Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. [8]
Создание подобной системы требует тщательной подготовки, постоянного внимания руководства, обучение персонала системному подходу, и очень часто технического перевооружения предприятия.
Отечественная система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке международных стандартов по системам качества.
Комплексное управление качеством в нашей стране начало интенсивно развиваться в середине ХХ века - были разработаны и внедрены следующие системы качества: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); Ярославская научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная в Ярославском объединении «Автодизель»; Рыбинская научная организация труда, производства и управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе; Горьковская система «качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ). [25]