Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Основы формирования и реализации системного подхода к управлению качеством продукции
Первой отечественной системой управления качества стала система бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачу ее ОТК и заказчикам с первого предъявления, внедрённая в 1955 г. на Саратовском самолётостроительном заводе.
Цель этой системы - создание условий производства без отступлений от технической документации. В основу системы БИП был положен самоконтроль труда непосредственно исполнителем. Внедрение системы БИП позволило обеспечить строгое выполнение технологических операций, повысить профессиональную ответственность за качественные результаты своего труда, более эффективно использовать моральные и материальные стимулирования работников за качество труда. Хотя система БИП подняла контроль качества продукции на более высокий уровень, но её недостатком стало то, что распространялась она только на основных производственных рабочих и не учитывала многих факторов и степень их влияния на качество продукции.
В 1958 г. на промышленных предприятиях г. Горького была создана и внедрена одна из лучших - систем КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Характерным для системы КАНАРСПИ является то, что она выходит за рамки стадии изготовления продукции и охватывает многие виды работ на стадии исследования и проектирования и на стадии эксплуатации. Внедрение этой системы позволило сократить сроки изготовления изделий заданного уровня качества в 2-3 раза; повысить надёжность изделий в 1,5-2 раза; увеличить ресурс в 2 раза; снизить трудоёмкость монтажно-сборочных работ в 1,3-2 раза.
В 1961 г. на Львовском заводе телеграфной аппаратуры была разработана система бездефектного труда - СБТ. Цель системы - обеспечить выпуск продукции высокого качества, высокой надёжности и долговечности при помощи повышения ответственности, стимулирования и наказания каждого работника или коллектива предприятия. Внедрение СБТ позволило количественно оценить качество труда каждого работника за качество своего труда, повысить трудовую дисциплину всех работников предприятия.
В 1964 г. на Ярославском моторном заводе разработана и внедрена система НОРМ - научная организация работ по повышению моторесурса. Она обеспечивала комплексный подход к управлению качеством на стадиях проектирования, изготовления и эксплуатации двигателей. Система НОРМ была направлена на планомерное и систематическое увеличение уровня моторесурса, а основой этой системы был анализ влияния составных частей изделия на его параметры в период эксплуатации. Эта система позволила увеличить моторесурс ярославских двигателей в 2,5 раза, а гарантийный срок на двигатель - на 70% и снизить потребность в запасных частях на 20%.
В 1975 г. появились комплексные системы управления качеством труда и продукции КСУКП, в основу которых были положены единые принципы государственной системы стандартизации. Появление данной системы было направлено на обеспечение создания продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям научно-технического прогресса. Некоторые элементы этой системы не потеряли свою актуальность и сегодня. Изменились цели, которые сегодня ориентируются на конкурентоспособность на мировом рынке, соответственно изменились и некоторые показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий по качеству. Между тем суть и содержание системы остаются прежними, поскольку они опираются на научные принципы, законы управления в социально-экономических системах.