Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Основы формирования и реализации системного подхода к управлению качеством продукции
КС УКП дала развитие программ качества, аттестации продукции и стандартизации. С помощью КСУКП удалось сократить потери от брака и рекламаций, повысить удельный вес продукции высшего качества в 2-3 раза и уменьшить сроки разработки новой продукции в 1,5-2 раза.
Комплексная система управления качеством труда и продукции на сельскохозяйственных предприятиях предполагала участие в работе по качеству всех подразделений и служб. В Совет по качеству должны были входить руководители и специалисты предприятий. Система управления качества предусматривала проведение дней качества с целью анализа состояния и определения путей достижения запланированного уровня качества продукции, выполняемых работ, гласной оценки результатов труда, проверки выполнения решений, принятых ранее, выработки мероприятий по повышению эффективности производства, выявлению и использованию внутренних резервов. [8]
В результате во всем мире стали разрабатываться системы качества продукции, которых на настоящий момент насчитывается уже несколько сотен. Их общей задачей является выпуск товаров, соответствующих требованиям потребителей по всем параметрам.
Дальнейшее развитие российского менеджмента качества связано с активными процессами интеграции нашей экономики в мировую систему. В начале 1990-х гг. в связи с расширением внешнеэкономических связей России требовалось изготавливать не просто качественные, но ещё и конкурентоспособные изделия, соответствующие мировому уровню качества. Это дало начало новому этапу совершенствования систем менеджмента качества, при котором использовался зарубежный опыт, разработки, стандарты и правила в области качества продукции.
В 80-е годы начался переход от тотального контроля качества TQC к тотальному менеджменту качества TQM. В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества - стандарта ИСО 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.(Tolal Quality Management - комплексное управление качеством) - комплексная система, ориентированная на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку продукции точно в срок. представляет собой форму управления предприятием, которая сосредотачивает свое внимание на качестве и сотрудничестве всего персонала для достижения прибыли, вытекающей из удовлетворения запросов клиентов. TQM из-за сложности и долгого внедрения является наименее популярным как в молочной, так и в других отраслях пищевой промышленности. [17]
В соответствии с мировыми тенденциями для молочной отрасли наиболее актуальными и все более широко используемыми системами управления качеством являются: GMP (хорошая производственная практика), ХАССП (анализ рисков и управление (контроль) в критических точках).(Good Manufacturing Practice - хорошая производственная практика) содержит директивы по реализации производственных действии согласно с определенными требованиями, в основном со строительными, техническими, технологическими, оснащением, операционными работами и производственными методами, которые являются необходимыми для выпуска молочных продуктов, отвечающих высоким санитарным требованиям.
Важнейшим этапом реализации GMP является правильное выделение на предприятии зон риска с целью максимального снижения возможного микробиологического, химического и физического загрязнения продукта. Это достигается, прежде всего, за счет ограничения свободного перемещения персонала по территории предприятия, определение и обустройство гигиенических и технических барьеров между разными зонами, наглядного обозначения зон максимального снижения движения транспортных средств между ними. Внедрение GMP на предприятии предполагает также строгое соблюдение технологических регламентов и параметров процессов, постоянный контроль за их соблюдением, а также четкое разграничение полномочий и ответственности персонала.