Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Методологические подходы к разработке управленческих решений в государственном учреждении в ходе практики урегулирования конфликтов
Существует целый комплекс факторов, способствующих возникновению неблагоприятных условий, влекущих ситуацию конфликта интересов в системе государственной службы.
В первую очередь на государственной службе известен конфликт между нормотворчеством, контролем и надзором, и распорядительной деятельностью. Наиболее важным из организационных конфликтов является конфликт между требованиями инструкций и требованиями достижения плановых показателей. В этой ситуации государственные органы сталкиваются с противоречивыми требованиями. С одной стороны, от них требуется соблюдать требования закона, а с другой стороны требуют достижения количественных показателей. Достижение же в результате применения закона какого-либо конкретного показателя возможно только при систематической тенденциозности в применении закона. Еще один организационный конфликт проистекает из того, что в разных органах существенно отличается наблюдаемость выполняемых ими действий и конечных результатов деятельности. Неправильный выбор способа контроля создает стимулы для агентов сосредоточиться непосредственно на требованиях отчетности вместо надлежащей организации работы.
Не менее важными факторами конфликта являются такие факторы, как широта свободы усмотрения в реализации полномочий, отсутствие административных процедур, нормативные коллизии и завышенные требования к лицу, предъявляемые при реализации его права. В частности подчеркивается, что установленная законом свобода усмотрения нередко используется недобросовестными должностными лицами для совершения действий, влекущих конфликт интересов. Например, отсутствие в нормативных правовых актах сроков принятия решения государственным органом может приводить к коррумпированности.
Важен и такой фактор конфликта интересов, как отсутствие или недостаток разработанности административных процедур. Законодательно закрепленный порядок выполнения государственными органами своих функций способствует уменьшению свободы усмотрения должностных лиц, и четко определяет, какие действия граждане и организации должны предпринять для реализации своих прав и каких действий государственных органов они вправе ожидать. В то же время, должностным лицам значительно проще не соблюдать права граждан и организаций, не подкрепленные административными процедурами. С точки зрения противодействия коррупции следует особо отметить важность проработанных административных процедур досудебного обжалования действий государственных органов и должностных лиц.
Особенную обеспокоенность вызывает отсутствие детальных норм, устанавливающих ответственность должностных лиц за нарушения законодательства. В российском законодательстве часто используется формулировка «несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации», однако данная нормативная формула представляется слишком общей. В связи с этим, важно четко устанавливать «какому виду нарушения, какой вид ответственности соответствует».
Необходимо обратить внимание на следующие возможные факторы, способствующие возникновению конфликта интересов:
нечеткое определение объема компетенции государственного органа, должностного лица в принятии ими правовых актов, совершении юридических действий, влекущее ее нарушение;
дублирование полномочий разных субъектов права либо «правовые пробелы»;
произвольное расширение или изменение круга органов и лиц, с которыми должны быть обеспечены взаимодействие и согласование;