Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ внешней и внутренней среды металлургического холдинга
В современных рыночных условиях необходимость составления стратегических планов на металлургических предприятиях определяется многими причинами. Основные из них - неопределенность будущего, риски, координирующая роль плана и оптимизация экологических последствий, кроме того любое рассогласование деятельности требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на его преодоление.
Особенностями металлургии являются высокие капитало-, материало-, энергоемкость производств, географическое размещение в привязке к источникам сырьевых ресурсов или центрам металлопотребления.
Для внешней среды ЗАО «ОМК (таблица 2.1) характерна высокая степень сложности и взаимосвязанности. Это требует, во-первых, анализа динамики значительного количества экономических, политических, социальных и прочих факторов, а во-вторых, рассмотрения этой динамики комплексно, во взаимодействии различных факторов. В то же время в силу объективных причин для внешней среды ЗАО «ОМК» характерна менее высокая подвижность и более высокая определенность, чем для многих других отраслей экономики. Это позволяет в разработке долгосрочной стратегии в большей степени опираться не на ощущения и опыт, а на объективную информацию, и придает разработанной стратегии определенную стабильность, которая может подвергаться корректировкам, но не требовать радикальных изменений.
Приведенная классификация особенностей позволяет определить показатели и критерии их оценки и использовать при разработке стратегии ЗАО «ОМК».
Таблица 2.1 Особенности внешней среды ЗАО «ОМК»
Наименование факторов |
Определение |
Особенности |
Государственное регулирование |
Совокупность централизованного административного влияния на экономическую деятельность предприятий и рыночного механизма регулирования посредством формирования нормативно-законодательной базы. |
В России государственное регулирование непосредственно мало задевает крупные металлургические предприятия. Сохранение тенденции к дерегулированию рыночных отношений скажется на крупных металлургических компаниях косвенно - через оживление экономики в целом благодаря сокращению барьеров для частного предпринимательства. |
Политико-правовые факторы |
Факторы, способные оказывать воздействие на эффективность функционирования предприятий в результате установления международных и внутригосударственных законодательных и правовых норм, регламентируемых правовыми актами. |
Во всех странах мира черная металлургия рассматривается как национальное достояние, требующее защиты от внешней конкуренции. Если мировая экономика столкнется с рецессией, это приведет к росту протекционистских настроений как в развитых, так и в развивающихся странах, и к более активным мерам против импорта стали из третьих стран, в том числе из России. |
Экономические факторы |
Факторы, отражающие состояние российской и мировой экономики, обусловленное категориями рыночных отношений: спрос и предложение, конкуренция, тенденции развития других отраслей. |
Требуется анализ тенденции развития экономических факторов в глобальном масштабе. Это связано с высокой степенью взаимосвязанности факторов внешней среды обусловливающих возможность существенного косвенного воздействия внешнего экономического фактора на их развитие. |
Представленная выше классификация факторов и особенностей, нашла применение в стандарте процесса стратегического планирования для ЗАО «ОМК», основанной на комплексном подходе по унификации (стандартизации) процедур стратегического планирования.
В настоящее время накоплен значительный объем методических средств и инструментов, используемых ЗАО «ОМК» для стратегического планирования. При всем многообразии обстоятельств существуют унифицированные процедуры в разработке стратегии, применяемые для различных субъектов хозяйствования. Мировой опыт свидетельствует, что важнейшим средством повышения эффективности, результативности любого вида деятельности или продукта этой деятельности является его стандартизация. Не отрицая необходимости учета конкретных обстоятельств, специфичных для каждого объекта управления, по нашему мнению, целесообразно стандартизировать эти унифицированные процедуры. Использование их при разработке стратегии позволит повысить эффективность стратегического планирования ЗАО «ОМК».
Существующие методики стратегического планирования не предполагают четкого деления на уровни стратегии. Выделение уровней возникает лишь на этапе распределения ресурсов. Все это совершенно обоснованно, если мы принимаем простую модель, когда будущее достаточно предсказуемо. Однако сегодня данный подход на практике не работает. В кризисных условиях современного рынка для успешной работы ЗАО «ОМК» целесообразно использовать унифицированные (стандартные) процедуры к определению набора показателей и критериев их оценки для каждого уровня управления (корпоративного, бизнес и функционального).