Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ внешней и внутренней среды металлургического холдинга
На корпоративном уровне стратегия связана с видами бизнеса предприятия в целом. Второй уровень относится к стратегии конкуренции. Принимая во внимание то, что стратегия на корпоративном уровне включает решения об организации в целом, конкурентная стратегия будет относиться к части внутри целого. Третий уровень стратегии - функциональный. Здесь стратегия связана с тем, как разные подразделения холдинга - маркетинг, финансы, производство - вносят вклад в первые два уровня стратегии для повышения конкурентоспособности организации. Конкурентная стратегия может зависеть от решений о вхождении на рынок, о цене предлагаемой продукции, о схемах финансирования, о рабочей силе и об инвестициях в предприятие. Это - решения стратегической важности, но они выполняются на операционном уровне.
На уровне функциональной стратегии менеджеры, как правило, не сталкиваются напрямую со сложными проблемами. Функциональный уровень требует стабильности работы капиталоемкого производственного оборудования, однако, когда ради обеспечения этой стабильности теряется гибкость и управляемость, то изменению подлежат именно сами функциональные системы, а не поставленные цели и задачи.
Применяемый в ЗАО ОМК» подход к стандартизации процедур по этапам стратегического планирования для каждого уровня управления металлургического предприятия представлен в таблице 2.2.
Результатом перечисленных этапов стратегического планирования являются альтернативные варианты стратегического развития. Для того, чтобы выбрать наиболее эффективную стратегию, необходимо проведение сравнительного анализа с целью определения реального потенциала возможностей предприятия, позволяющего поставить четкие цели и задачи соответствующим подразделениям.
Таблица 2.2. Стандартизация процедур по этапам стратегического планирования ЗАО «ОМК»
Уровень управления |
Процесс стратегического планирования | |
Этапы |
Стандартные процедуры | |
Корпоративный уровень |
Миссия |
Разработка миссии и генеральной цели |
Анализ внешней среды |
1. Макроэкономический анализ. 2. Анализ географического положения и базовых отраслей экономики: динамика ВВП рассматриваемых рынков; промышленное производство рассматриваемых рынков; финансовые рынки и курсы валют; протекционизм в отношении черной металлургии на рассматриваемых рынках; ВВП; промышленное производство; инвестиционный климат; динамика основных металлопотребляющих отраслей; финансы, устойчивость банковской системы, инфляция, процентные ставки, курс рубля. 3. Стратегический маркетинг: продукты (услуги); сырье и материалы; электроэнергия и энергоносители; транспорт; рабочая сила. 4. Бизнес сегментация и основа конкурентоспособности. | |
Анализ внутренней среды |
1. Стратегическая позиция металлургического предприятия: СВОТ анализ; определение основных целей предприятия. 2. Интеграционная стратегия внутреннего развития. 3. Корпоративная философия. | |
Этап стратегического выбора на корпоративном уровне |
1. Определение возможных стратегических альтернатив. 2. Оценка и выбор стратегических альтернатив. | |
Этап внедрения стратегии на корпоративном уровне |
1. Изменение управленческой инфраструктуры; 2. Кадровое обеспечение для внедрения стратегии. | |
Бизнес уровень |
Цель бизнеса для выполнения миссии корпорации |
1. Продукты, рынки, география поставок. 2. Идентификация уникальной конкурентной позиции. |
Анализ внешней среды бизнеса |
1. Индустриальный анализ. 2. Анализ внешних критических факторов, определяющих привлекательность отрасли. 3. Анализ стратегических групп. 4. Финансовый анализ. 5. Определение основных возможностей и угроз. | |
Анализ ресурсов на бизнес уровне |
1. Анализ цепи создания стоимости. 2. Идентификация критических факторов успеха, влияющих на конкурентную позицию предприятия. 3. Сравнительный анализ деятельности предприятия. | |
Этап стратегического выбора на бизнес уровне |
1. Определение возможных стратегических альтернатив. 2. Оценка и выбор стратегических альтернатив. | |
Внедрение бизнес стратегии |
1. Разложение стратегии на внутренние подразделения. 2. Разработка контрольных заданий. |