Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ внешней и внутренней среды металлургического холдинга
Использование на предприятиях черной металлургии единых для всех структурных единиц (корпоративный, бизнес и функциональный уровни) стандартов процесса стратегического планирования позволит повысить эффективность принимаемых решений и станет одним из важных инструментом в оказании практической помощи специалистам при разработке стратегии ЗАО «ОМК»
В стандарте ЗАО «ОМК» систематизированы методические подходы и инструменты для организации процесса стратегического планирования на металлургическом предприятии. В основе стандарта лежат факторы, оказывающих влияние на эффективность деятельности предприятия и комплекс унифицированных (стандартизированных) процедур специфичных для стратегического планирования на предприятиях металлургической отрасли. Модель процесса стратегического планирования для предприятий металлургической отрасли представлена на рисунке 2.1.
Рис.2.1 - Модель процесса стратегического планирования на основе комплекса унифицированных (стандартных) процедур
Анализ внешней среды представляет собой процесс определения критически важных элементов, которые могут оказать влияние на способности предприятия в достижении своих целей.
На каждой стадии анализа внешней среды используются различные инструменты стратегического планирования. Комплекс работ по проведению анализа внешней среды ЗАО «ОМК» представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Комплекс работ по проведению анализа внешней среды ЗАО «ОМК»
№ п/п |
Стадии мониторинга |
Инструменты |
Основные характеристики |
1 |
Анализ факторов макросреды |
STEEP - анализ |
Анализ политического, экономического, экологического социального и технологического окружения предприятия. По каждому из перечисленных секторов окружения отслеживаются тенденции и возможные изменения, что позволяет получить представление о том, как макроокружение влияет на предприятие. |
Результат: перечень макро факторов, влияющих на функционирование предприятия, перечень существующих/прогнозируемых для предприятия во внешней среде возможностей и угроз. | |||
2 |
Анализ факторов микросреды |
Модель движущих сил конкуренции (М.Портер) |
Анализ стратегических перспектив развития бизнеса. Анализ проводится для каждого сегмента рынка применительно к ретроспективе, текущему моменту и перспективе. |
Бенчмаркинг |
Анализ конкуренции в сопоставлении с компаниями - лидерами «мирового класса». | ||
SWOT - анализ |
Анализ конкурентной позиции предприятия с точки зрения соответствия стратегическим ориентирам, долгосрочным целям и ситуации в отрасли. | ||
Результат: перечень факторов микросреды, влияющих на функционирование предприятия, перечень существующих/прогнозируемых для предприятия в его ближнем окружении возможностей и угроз. | |||
3 |
Оценка взаимовлияния факторов макро и микросреды |
Матрица анализа макро и микросреды (EFEM) |
Комплексная оценка экономической, социальной, культурной, демографической, экологической, политической, правовой, технологической и конкурентной информации с использованием экспертных оценок. |
Результат: Оценка положения предприятия, его способность реагировать на внешние угрозы и возможности, эффективность реализуемой стратегии. | |||
4 |
Диагностика конкурентной и стратегической позиции и выработка рекомендаций |
Матрица классификации стратегических возможностей/угроз развития |
Оценка стратегических возможностей развития предприятия и внешних угроз его позициям на основе оценки и классификации степени вероятности и силы влияния внешних угроз и возможностей на изменение стратегической позиции предприятия. |
Результат: Оценка способности предприятия воспользоваться имеющимися рыночными возможностями и минимизировать негативное воздействие внешних угроз. |