Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Анализ внешней и внутренней среды металлургического холдинга
Результатом выполнения анализа внешней среды является перечень факторов, степень их воздействия на различные аспекты деятельности предприятия и разработка системы возможных корректирующих действий менеджмента, направленных на усиление конкурентных позиций предприятия.
Анализ внутренней среды проводится в целях выявления сильных и слабых сторон предприятия, определения наиболее значимых для развития внутренних факторов и осуществляется с такой степенью детализации, которая необходима для достижения целей анализа. Объекты анализа по элементам внутренней среды ЗАО «ОМК» представлены в таблице 2.4.
Каждый из элементов имеет свою структуру и включает набор ключевых процессов. Состояние этих элементов определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает предприятие.
Для оценки того, является ли фактор сильной или слабой стороной предприятия по отношению к конкурентам, вводится критерий, по которому определяются достоинства или недостатки предприятия. В качестве такого критерия, в зависимости от анализируемого фактора, используются: соответствующие показатели сопоставимого предприятия/ближайшего конкурента; средние показатели по отрасли.
Для создания целостности наблюдаемой картины результаты анализа элементов с необходимой степенью детализации заносятся в сводную таблицу, где оценивается эффективность и важность каждого элемента.
Таблицы 2.4 Объекты анализа элементов внутренней среды ЗАО «ОМК»
Элементы внутренней среды |
Цели анализа |
Объекты анализа |
Система управления |
Оценка степени соответствия существующей организационной структуры и применяемых методов управления возможности достижения стратегических целей предприятия, соответствия современным требованиям к организации управления, а также способности действующей системы управления эффективно решать возникающие проблемы. |
структура аппарата управления, нормы управляемости и функционального распределения полномочий и ответственности по уровням управления; трудоемкость работ в подразделениях аппарата управления, взаимосвязи между основными звеньями структуры; деятельность отдельных подсистем и структурных подразделений; вертикальные и горизонтальные связи и информационные потоки; механизм принятия решений. |
Финансы |
Оценка степени соответствия существующего финансово-хозяйственного состояния и проводимой финансовой политики предприятия возможности достижения стратегических целей. |
финансовая политика предприятия; результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. |
Производство |
Оценка степени соответствия существующего производства, используемых технологий возможности достижения стратегических целей предприятия, соответствия современным требованиям к организации производственного процесса. |
уровень соответствия производственных мощностей конкурентным требованиям; уровень технологичности и эффективности производства; возможности для расширения производственной базы; уровень конкурентоспособности, качество выпускаемой продукции; наличие производственных мощностей, достаточных для выполнения текущей и перспективной производственной программы. |
НИОКР |
Оценка степени соответствия элемента «НИОКР» стратегии развития и его вклада в повышение конкурентоспособности предприятия. |
текущее состояние; потенциал. |
Маркетинг и сбыт |
Оценка степени соответствия проводимой предприятием маркетинговой и сбытовой политики и маркетингового потенциала возможности достижения стратегических целей. |
маркетинговая и сбытовая политика; текущее состояние предприятия с позиции маркетинга. |
Логистика |
Оценка степени соответствия элемента «Логистика» стратегии развития и его вклада в повышение конкурентоспособности предприятия. |
качество; эффективность; синергия. |
Персонал |
Оценка степени соответствия возможности достижения стратегических целей предприятия, выявление направлений ликвидации узких мест. |
качество персонала; затраты на персонал; численность персонала. |