Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Разработка направлений совершенствования стратегии взаимодействия в холдинге с использованием единого информационного пространства
Схема формирования эффективной стратегии развития ЗАО «ОМК», позволяющей повысить его конкурентоспособность является результатом решения целого комплекса задач, представленных на рисунке.
Рис. 3.2 Модель формирования конкурентных преимуществ ЗАО «ОМК»
К мероприятиям, обеспечивающим повышение конкурентоспособности ЗАО «ОМК», относятся:
совершенствование оргструктуры управления;
развитие коммуникаций и информационного обеспечения;
развитие функций стратегического маркетинга;
совершенствование финансовой деятельности и процесса бюджетирования;
организация системы экономической безопасности:
совершенствование работы с персоналом.
Первые шаги предприятия по активизации информационных связей с потребителями должны предприниматься в направлении информирования потенциальных клиентов о самом предприятии, его возможностях, действиях и намерениях, гамме производимой продукции, схемах обслуживания клиентов и приводит в диссертации ряд рекомендаций по активизации работы с потребителями.
Изменение условий деятельности металлургических предприятий и их переориентация в сторону удовлетворения потребностей покупателей требует коренной модификации принципов и механизмов управления сбытом продукции. Главная проблема - это создание технологии работы предприятия по программам, ориентированным на производство изделий (групп изделий), т.е. переход к работе «под заказ». Для обеспечения конкурентоспособности производственно-коммерческой деятельности предприятий в периоде, соизмеримом с периодом стратегического планирования, необходимо проводить также реструктуризацию организационной структуры управления. Организационная структура разрабатывается после того, как определена общая стратегическая концепция, выбрана соответствующая стратегия. То есть, организационная структура должна соответствовать осуществлению этой стратегии.
Рис. 3.3. Механизм стратегического управления металлургическим предприятием, обеспечивающим повышение его конкурентоспособности
Для эффективного функционирования системы управления конкурентными преимуществами на ЗАО «ОМК» больше всего подходит дивизиональная организационная структура при условии оптимизации ассортимента выпускаемой продукции.
Долгосрочная стратегия предприятия связана с эффективной деятельностью службы маркетинга и соответствующим развитием сбытовых структур. Для эффективной реализации функций стратегического маркетинга автор предлагает алгоритм работы службы стратегического маркетинга на металлургических предприятиях.
Для увеличения объемов реализации изделий предприятия необходимо обеспечить выполнение ряда предлагаемых автором мероприятий стратегического маркетинга:
создать базу данных потенциальных потребителей и конкурентов, наладить и осуществлять мониторинг рыночной ситуации;
провести имиджево-рекламную компанию;
обеспечить своевременное снабжение производства сырьем и материалами, создать базу данных поставщиков сырья и материалов и др.
Стратегическая концепция развития управления связана с реализацией контроллинга как функционально обособленного направления экономической работы на предприятии, связанного с реализацией финансово-экономической функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Контроллинг, как система управления достижением целей, способен обеспечить эффективный подход к реализации стратегии развития металлургических предприятий.
Управление и контроль издержек должны опираться на систему бюджетов, позволяющую руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития предприятия и избежать кризисной ситуации. Для металлургических предприятий автор рекомендует в диссертации систему функциональных бюджетов. Особое значение для оценки сводного бюджета имеет планирование его доходной части и плана финансовых поступлений от прочих источников.