Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Положение о премировании работников
Обучение вне рабочего места проводится для работников по их желанию (например, посещение семинаров и тренингов по различным темам).
5. Оценка обучения. На данном этапе непосредственный руководитель работника совместно с менеджером по кадрам дает оценку тому, как обучение повлияло на качество работы обучаемого, произошли ли какие-либо качественные изменения, существует ли необходимость в дополнительном обучении и повышении квалификации. Данный этап очень важен для всего процесса обучения работников, так как на его основе планируются следующие мероприятия по повышению квалификации.
Таким образом, основные участники процесса обучения работников с целью повышения квалификации и изменения уровня мотивации: работники, непосредственные руководители работников, менеджер по персоналу, тренеры из обучающих компаний.
Кроме того, следует при создании системы мотивации и стимулирования придерживаться определенных критериев:
Для этого управляющие должны следовать следующим правилам:
. Базовая оплата должна быть достаточной, для того чтобы привлечь на фирму работников нужной квалификации и подготовки. Она не должна превышать 70- 90% общего дохода, получаемого работником.
При этом речь идет не об искусственном снижении заработка на 10-30%, а о создании необходимой гибкости в оплате труда, ее связи с конечными результатами.
. Увеличение размера базовой заработной платы должно производиться строго в соответствии с повышением производительности на уровне группы работников или предприятия в целом.
При этом рост производительности необходимо рассматривать, исключая влияние внешних факторов, вроде инфляции или экономической конъюнктуры.
В этом отличие повышения базового уровня заработной платы от определения размера премий, которые могут быть подвержены и влиянию внешних факторов.
. Участие работников в прибыли, в разделении прибыли должно базироваться на определении прибыли в масштабе всей хозяйственной единицы: предприятия, компании в целом или производственного центра, если он несет всю полноту ответственности за прибыли и убытки.
При этом необходимо иметь в виду два обстоятельства.
Первое - краткосрочная прибыльность - не лучший критерий для определения прироста базовой заработной платы. Второе - участие в прибыли всегда предполагает разделение работниками риска, связанного с работой на рынок.
Это также требует, чтобы системы участия в прибыли служили основой для премирования- работников, а не для определения базовой заработной платы.
Прибыльность всегда подвержена воздействию факторов, на которые работники не только не могут повлиять, но и которые далеко не всегда могут даже контролировать. Участие в прибыли, в сущности, сближает положение работников с положением собственников предприятия.
. Компании, успешно внедрившие системы участия в прибыли, могут позволить платить работникам много, так как они много и получают от них.
Стоимость и цены на продукцию фирмы при этом не возрастают, поскольку растет эффективность производства.
. Достигнутый уровень жизни не может рассматриваться в качестве основы для определения базового уровня заработной платы.
Могут, конечно, существовать доплаты разового характера с поправкой на инфляцию. Но именно разового характера, в виде премий, а не основы для базового заработка. Могут впоследствии быть внедрены и более специфические формы участия работников в прибыли, с приобретением ими акций своей компании.
Таблица 21. Рекомендации по совершенствованию мотивации персонала
Рекомендации |
Необходимые мероприятия |
Возможные результаты |
1. Разработка системы премирования |
1.1. Составление графика премирования работников 1.2. Разработка положения о премировании работников ресторана |
1. Повышение удовлетворенности работников результатами своего труда. |
2. Разработать систему планирования индивидуальной карьеры |
2.1. Составление графика учета руководителей и специалистов 2.2. Разработка положения о продвижении по службе. 2.3. Выявление резерва должностей |
1. Улучшение психологического комфорта. 2. Рост удовлетворенности трудом 3. Рост производительности труда. 4. Снижение текучести |
3. Введение оптимальной системы распределения столиков среди официантов |
3.1. Составление графика. 3.2. Определение минимального гарантированного объема заказов. 3.3. Разработка положения о распределении дополнительного объема заказов. 3.4. Проведение конкурса среди персонала |
1. Улучшение психологического климата. 2. Снижение количества конфликтов. 3. Рост качества выполнения заказов. 4. Сокращение сроков выполнения заказов |
4. Улучшение условий труда |
4.1. Модернизация системы вентиляции помещения. 4.2. Установка сплит-систем. 4.3. Усовершенствование системы освещения |
1. Рост удовлетворенности трудом. 2. Сокращение потерь от нетрудоспособности. 3. Снижение текучести |
5. Введение элементов неформальной модели управления (демократизация управления) |
5.1. Передача полномочий по распределению заказов. 5.2. Переход к контролю по отклонениям |
1. Повышение заинтересованности в труде. 2. Изменение форм ответственности 3. Освобождение времени руководителя для решения стратегических задач |